Демократы и республиканцы все-таки смогли до 2 августа согласовать параметры сокращения бюджетного дефицита и повышения долгового лимита США. Голосование в конгрессе США по данному плану состоялось вчера вечером уже после сдачи статьи, но большинство экспертов были уверены в его одобрении. Впрочем, аналитикам также ясно, что компромисс не решает долгосрочных долговых проблем США, а значит, вряд ли спасет их от потери высшего кредитного рейтинга.
Согласованный план предусматривает сокращение дефицита бюджета в два этапа. На первом госрасходы будут сокращены на 917 млрд долл. в течение десяти лет, на втором до 23 декабря 2011 года специальный комитет конгресса должен будет найти, за счет чего можно сэкономить еще 1,5 трлн долл. Если комитет не предложит сокращений по меньшей мере на 1,2 трлн долл. или если конгресс не одобрит разработанные им меры, то уже в начале 2013 года в силу вступят заранее определенные президентом сокращения на эту сумму. В зависимости от масштабов фискального ужесточения потолок госдолга будет повышен с 14,3 трлн долл. на 2,1—2,4 трлн.
Рынки встретили новость о компромиссе небольшим ростом основных котировок. Доллар немного укрепился против иены и швейцарского франка, а золото подешевело более чем на 1%, указывая на то, что инвесторы начали выводить средства из безопасных активов.
Победа на двоих не делится
«Если вы думаете, что это то соглашение, которое я выбираю, то вы ошибаетесь, — сказал президент США Барак Обама. — Я уверен, что мы могли бы сделать непростой выбор, который требуется для проведения реформ, в первую очередь налоговой реформы, прямо сейчас, вместо того чтобы двигаться по пути создания специального комитета при конгрессе. Но этот компромисс вносит большой вклад в необходимое нам снижение бюджетного дефицита и дает каждой стороне сильный импульс для создания и принятия до конца этого года взвешенного плана».
В апреле президент предложил план, предусматривающий сокращение дефицита бюджета на 4 трлн долл. за 12 лет, при этом на каждые 3 долл. сокращения приходилось бы по 1 долл. дохода, обеспеченного повышением налогов. Каково же было удивление демократов, когда уже в июле глава государства обсуждал со спикером палаты представителей республиканцем Джоном Бейнером сокращение социальных пособий, а позже соглашался на налоговые изменения, которые обеспечили бы уже 800 млрд долл. новых доходов. «Не думаю, что он действительно боролся за доходную часть», — обвинил Обаму сенатор от демократов Карл Левин. «Обама упустил момент», — жаловались его сторонники по партии.
В то же время республиканцы поспешили записать победу на свой счет. Отметив, что компромиссное решение стало «не самой великой договоренностью в мире», спикер палаты Бейнер похвалил республиканцев, так как именно их «проект положит конец кризису». Он подчеркнул, что план не включает повышение налогов, хотя позже старший советник Белого дома Дэвид Плауф высказал иную версию. «Если мы собираемся сокращать бюджет осенью, делать это нужно за счет налоговой реформы, закрывать лазейки в законе для богатых и крупных корпораций», — сказал он NBC.
Важный козырь Белого дома — истечение в конце 2012 года введенных Джорджем Бушем-младшим налоговых льгот для богатых американцев. По сообщениям администрации, президент наложит вето на любые попытки продлить льготы, пока не будут приняты другие меры реформирования Налогового кодекса. Поэтому аналитики не исключают, что как раз Обама и будет тем, «кто смеется последним».
Прощай, высший рейтинг
США теперь вряд ли грозит технический дефолт, однако неопределенность перспектив экономики сохраняется. Пока неясно, убедит ли «большую тройку» разработанный план сохранить стране высший рейтинг. И если Moodys и Fitch настроены более позитивно, то в том, что Standard & Poors (S&P) выполнит свою угрозу понизить рейтинг, даже если Америка вовремя расплатится по внешним долгам, мало кто сомневается.
По оценке созданной в 2010 году президентом Национальной комиссии по фискальной ответственности и реформе, бюджетную политику нужно ужесточить на 4 трлн долл. в ближайшие десять лет. На этой же цифре настаивает S&P, утверждая, что лишь она совместима с рейтингом ААА. «Существует опасность, что нынешняя ситуация в точности повторится в конце года, что мало соответствует требуемому S&P «кредитному решению». В долгосрочной же перспективе фискальная позиция Штатов рискованна: повышение потолка госзаимствований, а также уменьшение дефицита бюджета на 1—3 трлн долл. слишком слабо уменьшит чистую задолженность», — считает экономист Capital Economics Пол Дэйлс. Он также отметил, что S&P или понизит рейтинг уже на этой неделе, или займет выжидательную позицию, то есть подождет результатов деятельности комитета.
Юлия КАЛАЧИХИНА