Минувшая неделя оказалась наихудшей для американского фондового рынка за последние два года, вызвав эффект домино в Европе и Азии. Вслед за котировками ценных бумаг в пике отправились и цены на сырье. Несмотря на формально успешное разрешение ситуации с повышением лимита госдолга США, инвесторы не поверили в скорое восстановление американской экономики, равно как и в окончание в ближайшей перспективе долгового кризиса в Европе. Опасения участников рынка разделяют и рейтинговые агентства: Standard & Poors впервые в истории лишило США наивысшей кредитной оценки ААА.
По мнению американского экономиста Нуриэля Рубини, ставшего известным благодаря своему предсказанию предыдущего финансового кризиса, вероятность наступления рецессии в США в течение ближайших 12 месяцев составляет более 50%. «Даже если технически экономика не будет находиться в состоянии рецессии, многие люди будут ощущать все это на себе», — заявил
«Черный» четверг
Лакмусовой бумажкой нарастающей паники среди инвесторов стало движение фондовых индексов. В четверг котировки пережили стремительный обвал, не сумев отыграть падение и в пятницу. Американские рынки закончили неделю с наихудшими результатами за последние несколько лет. Индекс Dow Jones Industrial Average по итогам пяти торговых сессий упал на 5,75%, S&P 500 сократился на 7,2%. Падение не смогла остановить даже хорошая статистика по американскому рынку труда — безработица в США сократилась до 9,1%.
Вслед за американским рынком вниз устремились азиатские и европейские индексы. К примеру, FTSE Eurofirst 300 и FTSE 100 упали на 10%, что стало худшим результатом с ноября 2008 года, а японский Nikkei 225 снизился на 6,7%. Значительно обесценились и активы товарно-сырьевой группы — за неделю стоимость барреля нефти на Нью-Йоркской товарной бирже сократилась более чем на 10 долл.
«То, что мы наблюдаем на рынках последние два дня, иначе как паникой назвать нельзя, масштабные продажи идут практически во всех бумагах. Мне кажется, есть существенная вероятность того, что они могут продолжиться в начале следующей недели. Несмотря на то что угроза технического дефолта в США миновала, крайне негативные данные об уровнях деловой активности и потребительских расходах в США, а также рост спрэдов итальянских и испанских облигаций, на наш взгляд, являются видимыми триггерами для падения рынков», — говорит директор департамента управления активами «Альянс РОСНО Управление активами» Михаил Акрамовский.
Но самым драматичным событием недели стала потеря США своего наивысшего кредитного рейтинга по версии S&P, которое понизило его в пятницу до уровня AA+, не исключив при этом, что в течение двух лет эталон надежности на денежных рынках США может опуститься еще на один уровень. «Снижение рейтинга отражает наше мнение касательно плана по урезанию бюджетных расходов США, который является недостаточным в среднесрочной перспективе», — говорится в официальном заявлении S&P. В качестве дополнительной причины снижения рейтинга агентство называет слабость и нестабильность американской политической системы перед лицом бюджетных и экономических вызовов.
S&P выбрало «наихудшее время» для снижения кредитного рейтинга США, и политикам в конгрессе еще только предстоит согласовывать многие параметры снижения госрасходов. Белый дом также высказал свою негативную реакцию, заявив, что это лишь осложнит процесс наметившегося восстановления экономики. По оценкам JP Morgan Chase, сокращение рейтинга увеличит стоимость заимствований для Вашингтона примерно на 100 млрд долл. в год. На сегодняшний день расходы США на эти цели превышают 400 млрд долл. в год и составляют 2,7% от ВВП страны.
Накопилось негатива
Стоит отметить, что причиной беспрецедентного за последнее время падения котировок стала не одномоментная реакция рынка на какое-либо событие или публикацию свежих макроэкономических данных, как это бывает обычно. Негатив накапливался постепенно. Первый тревожный звонок прозвенел 29 июля, когда США пересчитали данные по ВВП за первый квартал этого года. Темпы роста были сокращены с 1,9% до всего лишь 0,4%. Затем последовало снижение индекса промышленного производства.
И даже на первый взгляд положительные данные по безработице многих экспертов особо не радуют. «Уровень безработицы снизился только за счет сокращения трудоспособного населения на 193 тыс. человек. В целом спустя два года после рецессии ситуация остается тяжелой, возможно, даже хуже, чем она была раньше. Вероятно, хорошая статистика и должна немного успокоить всех в отношении следующей рецессии в краткосрочной перспективе, однако стоит понимать, что экономика до сих пор слаба и такая ситуация продлится еще около года», — уверен старший экономист по США Capital Economics Пол Далес.
Именно неопределенность в отношении темпов восстановления экономики беспокоит инвесторов, многим из которых все труднее найти «тихую гавань» для своих активов. «Риски замедления американской экономики в последние недели определенно интенсифицировались. Над экономикой снова нависла угроза рецессии», — уверен экономист UniCredit Харм Бандхольц. UniCredit понизил прогноз роста ВВП США на этот год с 2,25 до 1,75%.
Тревоги инвесторов не остались не замеченными ведущими мировыми политиками и регуляторами. В минувшие выходные многие из них провели экстренные переговоры, в центре которых была долговая ситуация как в США, так и в Европе. В частности, в субботу состоялась телефонная беседа президента Франции Николя Саркози и премьер-министра Великобритании Дэвида Кэмерона, в воскресенье в рамках конференц-кола эту проблему обсудили заместители министров финансов стран группы G20, а также ЕЦБ.
Судя по сообщениям информагентств, сейчас главная задача властей ведущих экономик мира — убедить инвесторов в том, что их финансово-кредитная политика останется без изменений. В частности, об этом Reuters заявил замминистра финансов Южной Кореи Чой Юн Ку. По словам чиновника, политика Сеула в области формирования золотовалютных резервов, значительную часть которых составляют американские государственные облигации, остается неизменной. «Альтернативы, которая бы обеспечивала такую же стабильность и ликвидность, нет», — подчеркнул южнокорейский чиновник.
Россия прощается с деньгами
С заявлением поспешили выступить и российские чиновники. Минэкономразвития не нашло ничего угрожающего для мировой экономики в ситуации, которая происходит на торговых площадках США, и не видит предпосылок для второй волны кризиса, заявил представитель министерства РИА Новости. «Не может быть второй волны кризиса с того, что просели рынки. Прикажете видеть вторую волну всякий раз, как рынки несколько качнутся?» — отметил он.
Как пояснили в ФСФР агентству Прайм, российский рынок является частью глобального рынка, поэтому сильная волатильность на иностранных биржах, безусловно, будет влиять на активность на отечественных площадках. В то же время сейчас никаких изменений критериев не предвидится, оценивать ситуацию по итогам торгов одного-двух дней преждевременно.
В пятницу индекс ММВБ с начала торгов рухнул более чем на 4%, акции «Роснефти» подешевели на 3,69%, бумаги «Газпрома» — на 5,13%, Сбербанка — почти на 4%, а котировки ВТБ — на 5,0%, «Ростелеком» упал на 6,8%. На РТС несколько раз приходилось приостанавливать торги для расширения лимитов по фьючерсам на палладий, нефть Brent, серебро. Также в терминалах уже появилось предупреждение о такой необходимости для индекса РТС, но рынок успел отскочить. В итоге индекс РТС упал на 3,07%, а ММВБ снизился на 2,08%.
Вице-президент департамента торговых операций ФГ БКС Евгений Студеникин считает, что для паники образца 2008 года пока оснований нет. Множество инвесторов, опасаясь негативного развития событий с госдолгом США, уже начали заранее выводить деньги из рискованных активов, и за прошлую неделю отток средств из фондов, инвестирующих в Россию, составил 40 млн долл.
По данным EPFR, за неделю с 28 июля по 3 августа отток средств фондов с российского рынка акций достиг более чем 120 млн долл. против в среднем 50 млн долл. за неделю по итогам июля. С развивающихся рынков еще на предыдущей неделе вывели 1,2 млрд долл., в то время как в июле баланс был положительным и приток в среднем за неделю составлял более 340 млн долл.
«Мы ожидаем, что по результатам этой недели сокращение доли российских компаний в портфелях иностранных инвесторов будет заметно выше и отток средств будет существеннее.
Евгений БАСМАНОВ, Владимир ПАВЛОВ, Антон ВЕРЖБИЦКИЙ