Дело Федеральной таможенной службы (ФТС) России против старейшего банка США обещает стать самым скандальным событием наступающего летнего сезона. Стороны уже начали сбор доказательств. Главным козырем обвинения должны стать письменные показания Люси Эдвардс, занимавшей пост вице-президента Bank of New York.
Люси и ее муж Питер Берлин признали себя виновными еще в феврале 2000 года. Они помогали следствию, в результате чего получили мягкое наказание. В июле прошлого года их приговорили к пяти годам условного заключения и выплате в американскую казну $685 тысяч. Кроме того, пара провела шесть месяцев под домашним арестом. Теперь на их помощь рассчитывает команда юристов, представляющая интересы ФТС. Как ожидает адвокат Максим Смаль, слушания в Московском арбитражном суде начнутся примерно через месяц. Но для BONY испытания уже начались. Нынешний иск был подан как раз накануне важнейшего корпоративного события в многовековой истории банка. 24 мая должно состояться чрезвычайное собрание акционеров банка, которое должно утвердить слияние BONY с другим гигантом америкианского финансового рынка — корпорацией Mellon Financial. В результате этого слияния должна была образоваться мегакорпорация, две трети в которой должны принадлежать BONY. Каким образом нынешний иск может повлиять на судьбу слияния не совсем ясно.
Зато совершенно очевидно, что если иск будет удовлетворен на всю сумму в $22,5 млрд, это грозит BONY банкротством. Даже минимальная вероятность реализации этого сценария может существенно повлиять на планы акционеров Mellon, которые намереваются рассмотреть вопрос о слиянии на собственном чрезвычайном собрании, также запланированном на 24 мая. Еще более странным на этом фоне выглядят недавние финансовые трансакции главы банка Томаса Рени. Согласно данным, предоставленным банкиром в Комиссию по ценным бумагам и биржам США (SEC), Рени продал на рынке более 64 тысяч принадлежащих ему акций на общую стоимость, превышающую $2,6 млн. Это небольшая доля из общего пакета, принадлежащего банкиру (более 431 тысячи акций). Странной выглядит сама дата операции — 16 мая — за день до объявления иска. До этого, по данным за 2007 год, таких операций банкир не проводил. Таким образом, еще не начавшись, дело обещает быть крайне интересным во всех отношениях. В отличие от Эдвардс и ее команды BОNY удалось выйти сухим из воды по итогам знаменитого скандала. Против него не было выдвинуто официальное обвинение в отмывании денег. Ему пришлось лишь выплатить $38 млн для урегулирования претензий правоохранительных органов, признав, что служащие банка не сообщили властям о подозрительных переводах денег из России на общую сумму в $7 млрд. Согласно договоренности, заключенной в 2005 году, банк заплатил $12 млн другим банкам для компенсации их потерь, связанных с действиями служащих BОNY, а также выплатил штраф в $26 млн.
Справка
BОNY получил широкую известность в России в 1998 году, когда МВД направило ФБР США просьбу помочь отследить $300 тысяч, выплаченных в качестве выкупа за человека, похищенного в России. В ходе следствия было выяснено, что деньги были переведены в BОNY на счет компании BECS International LLC, которой управлял российский эмигрант Питер Берлин, и транзитом через счет офшорного банка — в российский Собинбанк. В США началось официальное расследование, в результате которого выяснилось, что Берлин женат на вице-президенте BОNY по Восточной Европе Люси Эдвардс. В международном расследовании участвовали и российские правоохранительные органы, которые провели следственные действия в ряде российских банков.
Алексей ТИХОНОВ