Спустя полгода после введения жестких санкций за нарушения антиотмывочного законодательства в банковском секторе, вызвавших массовый отток специалистов из банков, депутаты пытаются исправить ситуацию. Предложенные ими поправки предполагают частичный возврат ЦБ права на мотивированное решение о вынесении санкций за технические нарушения антиотмывочного законодательства. Участники рынка не слишком рассчитывают на то, что эти предложения будут приняты, но надеются, что они положат начало дискуссии с инициаторами ужесточений.
Поправки, либерализующие действующую систему санкций к банкам и их сотрудникам за нарушение антиотмывочного законодательства, член комитета по финансовым рынкам Анатолий Аксаков, по его словам, вносит в Госдуму сегодня. Их суть в том, чтобы частично снять с ЦБ обязанность штрафовать банки и лиц, ответственных в них за борьбу с отмыванием, за технические нарушения антиотмывочного законодательства. Этой обязанностью, от которой теперь депутаты пытаются избавить Банк России, они сами же его и наделили. Вступившие в силу в январе поправки к закону «О противодействии легализации доходов, полученных преступным путем…» и Кодексу об административных правонарушениях предполагают, что каждая ошибка банка, в том числе техническая, карается штрафами по КоАПу вне зависимости от ее последствий. Размер штрафов варьируется от 10 тыс. до 50 тыс. руб. для сотрудников и от 20 тыс. до 300 тыс. руб. для банков за каждое нарушение. Возможности не штрафовать банки для ЦБ не предусмотрено.
Как сообщал «Ъ» 25 июля, следствием нововведений стал шквал штрафных санкций в банковском секторе. По данным ЦБ, с января по середину июля, исполняя новые обязанности, теруправления ЦБ возбудили 450 дел об административных правонарушениях за несоблюдение антиотмывочного законодательства, из которых 139 — в отношении сотрудников банков, ответственных за борьбу с отмыванием, остальные — в отношении банков как юрлиц. При этом 92% всех нарушений происходят не по вине банков либо являются техническими. При этом сотрудники банков, ответственные за борьбу с отмыванием, столкнулись с риском дисквалификации. Это спровоцировало отток квалифицированных кадров в этой области.
Ранее у ЦБ не было обязанности штрафовать банки и банкиров за нарушение антиотмывочного законодательства в соответствии с КоАП. У регулятора было право, а не обязанность применять к банкам меры за нарушение антиотмывочного законодательства в соответствии с законом «О Центральном банке». Причем жесткость этих санкций определял сам регулятор в зависимости от количества и тяжести выявленных нарушений. Должностные лица банков за такие нарушения и вовсе не подлежали санкциям со стороны ЦБ.
Поправки, предложенные Анатолием Аксаковым, не предполагают отменить санкции к банкам и банкирам по КоАПу. Они изменяют статью 74 закона «О Центральном банке»: в КоАПе санкции сохранятся, но их применение к сотрудникам банков в результате поправок будет определяться наличием совокупности нарушений и вины (а не ошибки) конкретных людей. Предполагается, что эта вина будет устанавливаться ЦБ по результатам проверки банка, и только после этого будет накладываться штраф. При этом в отношении банков как юрлиц Центробанку предлагается предоставить право выбора — штрафовать их по КоАПу или применять к ним иные меры воздействия по закону «О Центральном банке», не дублируя эти санкции. Сейчас возможны двойные (по закону о ЦБ и по КоАПу), тройные и так далее (со стороны разных регуляторов) санкции за одно и то же нарушение.
По словам автора поправок, в ходе внутреннего обсуждения документа с Банком России, ЦБ их концептуально поддержал. Официальных комментариев на эту тему в ЦБ получить не удалось. Источники «Ъ», знакомые с позицией регулятора, указывают, что предложенные господином Аксаковым поправки действительно обсуждались, но они «решают проблему лишь отчасти, являясь компромиссным вариантом, который может несколько смягчить накалившуюся ситуацию, сдвинув кульминацию проблемы во времени». «КоАП в принципе не рассчитан для применения в отношении столь сложных хозяйственных субъектов, как банки»,— указывает собеседник «Ъ».
Сами банкиры говорят, что предложенные поправки — полумера. «Конечно, это лучше, чем ничего, но непонятно, как поправки будут работать: вряд ли кому-то станет легче от того, что бесконечные штрафы заменятся бесконечными проверками»,— говорит начальник департамента финансового мониторинга и валютного контроля Нордеа-банка Ирина Мусорина. По ее мнению, поправки дадут эффект, если ЦБ при этом отрегулирует свои внутренние процедуры, с тем чтобы ревизионная нагрузка на банки не увеличивалась, а решения теруправлениями принимались объективно. «Неоднозначный законопроект,— указывает и председатель комитета АРБ по вопросам ПОД/ФТ и комплаенса Александр Наумов.— Правильнее было бы исключить ответственность должностных лиц и убрать двойную ответственность банков и их сотрудников. В КоАП нужно смягчить наказания за технические нарушения и ужесточить — за те, которые привели к легализации». Впрочем, учитывая жесткую позицию автора действующих изменений депутата Владислава Резника, большинство собеседников «Ъ» считает, что компромиссная форма поправок призвана не устранить проблему, а заложить основу для дискуссии в Думе о возможных послаблениях в будущем. С господином Резником вчера связаться не удалось: его телефон был недоступен.
Светлана ДЕМЕНТЬЕВА