Компания «Тройка Диалог» выпустила обзор, посвященный розничному кредитованию. Аналитики компании отмечают, что в результате взрывного роста объема кредитования фактическая доля просроченных ссуд оказалась выше расчетной. Рост объема невозвращенных кредитов является не только реальной угрозой для отдельных банков, но и может стать и общей проблемой для российской банковской системы.
В обзоре «Розничные банки. Богатые возможности» аналитики компании «Тройка Диалог» отмечают, что, по их прогнозам, рост доходов, которыми население реально располагает, замедлится, а объем розничного кредитования продолжит расти. Например, увеличение тарифов ЖКХ может привести к тому, что у людей будет меньше возможностей для обслуживания взятых кредитов, что в свою очередь приведет к росту доли просроченных ссуд.
В «Тройке Диалог» отмечают особенности российского учета просроченных кредитов: банки отражают в отчетности объем таких кредитов на определенную дату, на которую и рассчитывается их доля в общем объеме кредитного портфеля, то есть среднее значение за период не публикуется. По мере замедления темпов роста кредитного портфеля разница между значением на конец периода и средним за период сокращается, а доля просроченных кредитов увеличивается.
По статистике ЦБ, доля безнадежных кредитов в России довольно мала: 2,7% от общего объема. «Беда в том, что эти данные нерепрезентативны: они учитывают кредитный портфель Сбербанка, в который входят и потребительские кредиты, и кредиты частным предпринимателям. По данным банков, занимающихся розничным кредитованием, за 2006 год доля безнадежных кредитов, включая списанные, колебалась от 6 до 22%», — отмечается в исследовании «Тройки Диалог».
Так, в 2002—2006 годах у банка «Русский стандарт» безнадежные кредиты (просроченные более чем на 90 дней) составляли от 2,5 до 4,7% совокупного объема (в 2006 году — 4,6%). «Похоже, показатель несколько занижен вследствие быстрого роста кредитного портфеля. С учетом списанных кредитов доля безнадежных в общем объеме в 2002—2005 годах составляла 2,7—7%, а к концу 2006-го достигла 10,3%», — говорится в отчете «Тройки Диалог». Аналитики компании отмечают, что в 2003—2005 годах средние темпы роста кредитного портфеля банка «Русский стандарт» в первом и втором полугодии сильно отличались. В результате новые безнадежные кредиты не отражались в отчетности на конец года, а отношение их суммы к объему кредитного портфеля в конце года было, как правило, ниже, чем на конец июня. Объем списанных банком «Русский стандарт» в 2006 году кредитов был значительным — 431,7 млн долл., при объеме чистых кредитов в 6,2 млрд долл. С учетом замедления роста активов банка уровень просроченных кредитов, включая списанные, оказался высоким, но все же приемлемым — 10,3% от объема розничных кредитов в 2006 году по сравнению с 5,5% в 2005 году. В банке «Русский стандарт» вчера не стали комментировать выводы аналитиков из «Тройки Диалог».
Быстрый рост другого банка, занимающегося кредитованием, — ХКФ банка — в 2004 году был достигнут ценой увеличения доли безнадежных кредитов до 13,9% от общего объема. По состоянию на конец 2006 года доля просроченных ссуд по-прежнему была высока — 14,2%, а объем резервов все еще не полностью покрывал такие кредиты», — отмечают в «Тройке Диалог». Высокий уровень просроченных кредитов и более консервативная кредитная политика банка вызвали замедление роста кредитного портфеля: в 2004 году его объем увеличился на 216%, в 2005-м — на 52%, а в 2006-м — лишь на 15%. С 2005 года ХКФ банк внедряет новые способы управления рисками, особенно в части предотвращения мошенничества, совершенствует скорринг и работу с просроченной задолженностью. «Руководство банка ожидает, что в 2007 году доля безнадежных кредитов снизится», — отмечается в отчете. В ХКФ банке не смогли вчера дать комментарии на тему просроченной задолженности.
Еще у одного активного игрока на рыке потребкредитования — УРСА Банка на начало этого года просроченные кредиты составляли 11,1% от общего объема розничного портфеля. Но если учитывать только кредиты, просроченные более чем на 90 дней (как это делают «Русский стандарт» и ХКФ банк), то их доля равна 7,1%, а «это вполне приемлемо», полагают аналитики «Тройки Диалог». Генеральный директор УРСА Банка Кирилл Брель вчера заявил РБК daily: «Я не разделяю мнения «Тройки Диалог» по поводу качества наших активов. Объемы просроченной задолженности обусловлены спецификой сегмента розничного кредитования. Вся «просрочка» полностью компенсирована отчислениями в фонды обязательного резервирования».
В компании считают, что рост безнадежных кредитов является реальной угрозой для банков. Потенциальный кризис потребительского кредитования может принести ряду банков большие финансовые проблемы и замедлить рост всего сегмента. Поскольку в России нет эффективной системы взыскания долгов (независимые коллекторские агентства слишком малы и не проходили испытание кризисом), рост объема невозвратных кредитов может стать общей проблемой банковской системы.
Кирилл ЯЧЕИСТОВ, Наталья СТАРОСТИНА, Елена ЗУБОВА