Нервная обстановка на биржах создала серьезные проблемы для производителей и продавцов предметов роскоши. Ритейлеры давно усвоили: богатые покупатели охотно тратят деньги, пока их портфели акций дорожают, и резко сокращают расходы, когда бумаги начинают падать.
Именно растущий фондовый рынок позволял люксовым ритейлерам США в последние два года увеличивать продажи от квартала к кварталу, несмотря на то что широкие массы потребителей теряли оптимизм и желание делать крупные покупки. Потребительские расходы в США в июне и так упали на 0,2% — худший результат с сентября 2009 г., сообщил на прошлой неделе Commerce Department. Но до недавних пор владельцы фешенебельных магазинов чувствовали себя лучше, чем операторы продуктовых сетей, поскольку состоятельным клиентам были нипочем высокие цены на бензин и продовольствие. Ударом для них стал обвал фондовых рынков. С начала августа акции компании Saks Inc., управляющей фешенебельными универмагами, упали на 18%, бумаги ее конкурента Nordstrom Inc. подешевели на 17%, ювелирная Tiffany & Co. потеряла в цене 16%, производитель сумок Coach Inc. — 18%. Индекс S&P 500 за это время снижался плавнее — на 9,3%.
Несмотря на то что клиенты люксовых ритейлеров составляют лишь малую часть потребителей, их поведение сильно влияет на экономику: по оценке Citigroup, на них приходится 48% общих расходов в США. «Обвал фондовых рынков затронул не столько их кошелек, сколько душу — потеряв на акциях, они чувствуют себя обедневшими и считают необходимым сократить расходы», — говорит Уолтер Лоеб, президент консалтинговой компании Loeb Associates Inc.
Аналитик Citigroup Дебора Вейнсвинг опасается, что
«Состояние нашего бизнеса напрямую зависит от ситуации на финансовых рынках», — заявил на прошлой неделе гендиректор компании Saks Стив Садове. Но, поспешил отметить он, временные флуктуации на финансовом рынке серьезного урона компании не наносят.
Эллен БАЙРОН, Карен ТАЛЛЕЙ
WSJ, перевод Елены ВИНОГРАДОВОЙ