В среду инвесторы, поддавшись опасениям относительно грозящего мировой экономике глобального банковского кризиса, уходили из акций в «тихие гавани» вроде облигаций Минфина США, золота и швейцарских франков.
Катализатором паники послужили слухи о том, что Франция следующей после США потеряет свой рейтинг «ААА». И даже несмотря на то, что на этой неделе крупнейшие рейтинговые агентства подтвердили наивысший рейтинг Франции, слухи о фондовых проблемах все равно оказали негативное влияние на банковский сектор страны.
Банк Societe Generale опроверг слухи о том, что он испытывает трудности, и подтвердил, что проблемы еврозоны на него практически не распространились. Однако акции банка все равно понизились, равно как и акции банковского сектора в глобальном масштабе. Немецкий и французский рынки закрылись со снижением на 5%.
После того как европейские рынки закрылись, глава Societe Generale Фредерик Удеа в интервью CNBC прокомментировал слухи о банке как «чепуху». Также он отметил, что SG в состоянии соответствовать новым мировым стандартам и что ситуация во Франции находится под контролем.
Аналитики, в свою очередь, поспешили отметить, что дела с капитализацией американских банков обстоят лучше, нежели во времена кризиса 2008-го.
В США акции крупнейших банков существенно снизились. Руководство Bank of America в среду созвало инвесторов на совещание и попыталось их убедить, что увеличения капиталов кредитной организации не требуется. Однако рынок эта попытка не впечатлила.
Тем временем глава JPMorgan Chase Джейми Даймон рассказал в интервью CNBC, что он вполне доволен положением дел в европейских филиалах банка.
«Мы работали в Европе на протяжении столетий и отлично справляемся с управлением нашими филиалами. И убегать с этого рынка не собираемся», — подчеркнул он.
Котировки банковских акций, оправившиеся было от потерь в начале сессии в среду, ближе к закрытию вновь начали резко падать. Финансовый сектор индекса S&P на протяжении всей среды снизился в целом на 7,1%, и на начало четверга его снижение составило 9,5%, а с начала этого года — 23%.
Банки закончили вчерашнюю сессию хуже всех, при том что рынок в целом значительно снизился. Dow потерял 519 пунктов и составил 10,719 пункта — это второе за последнее время падение данного индекса более чем на 500 пунктов. S&P 500 потерял 51 пункт и составил 1 120 пунктов.
Bank of America, Goldman Sachs, Citigroup и Morgan Stanley потеряли примерно по 10%. JP Morgan снизился на 5,6%, а Wells Fargo — на 7,7%.
Рынки ожидали встречи главы ФРС США Бена Бернанке с президентом Бараком Обамой и министром финансов Тимом Гейтнером для обсуждения экономических вопросов.
Европейский кризис суверенных долгов, который распространяется на все большее количество стран, можно было бы принять за признак разгорающегося кризиса в банковской сфере, однако власти Евросоюза помогли в критической ситуации Ирландии, Португалии и Греции и в настоящее время борются с проявлениями кризисной ситуации в прочих странах.
Агентство Standard and Poors, понизившее на прошлой неделе кредитный рейтинг США, в среду заявило, что суверенный рейтинг Франции находится вне зоны риска и что правительство этой страны подошло к вопросу налогового регулирования гораздо более обстоятельно, чем американское.
Президент Франции Николя Саркози отдал распоряжение министрам финансов и бюджета разработать новую программу по снижению объемов госдолга.
Европейский центробанк (ЕЦБ) противостоял опасениям относительно финансового состояния Италии и Испании, скупая бонды этих стран. Кредитные дефолтные свопы, которые считаются страховкой в случае дефолта гособлигаций, в среду резко поднялись на итальянском, французском и испанском рынках.
«Все говорят, что это неправда, но для меня это правда… Мы знаем, насколько рискуют французские банки
Аналитик по банкам компании Rochdale Ричард Бови заявил, что вероятность банковского дефолта во Франции очень мала.
«Если какой-либо европейский банк пойдет ко дну, то это повысит риски и для его партнеров. Это означает неприятные последствия для 99% банков страны. И это было бы очень плохо для крупнейших банков. Почему акции крупнейших банков теряют в цене? Основная причина тому — действия ФРС», — пояснил Бови.
Напомним, ФРС оставила базовую процентную ставку в США на нулевом уровне до середины 2013 года; мрачности в экономическую картину прибавило и снижение рейтинга США рейтинговым агентством S&P.
«Я понял действия ФРС лично для себя как сигнал о том, что экономика слабеет и что мои потери по кредитам, которые выдает моя компания, возрастут. Возможностей брать новые кредиты меньше, если экономика слаба, а ФРС еще и намерена держать мою маржу на нуле», — добавил аналитик, пояснив, что банкам нужна более высокая базовая процентная ставка, чтобы получать выгоду от депозитов и кредитования.
«Зачастую страховка Американского агентства по страхованию вкладов выше, чем собственно прибыль по депозитам», — пояснил эксперт.
«Низкая процентная ставка помогает многим компаниям, но она не на пользу банкам», — подтвердил соображения Бови старший стратег компании KWB Фред Кэннон.
Перевела Наталья ЧЕРКАШИНА, Banki.ru