В чем хранить сбережения? Еще несколько лет назад американцы не сомневались в ответе на этот волнующий вопрос. Преимущественно в долларе — национальной «святыне» и символе Нового света. О том, как трогательно относятся к своей валюте американцы, говорит тот факт, что в США за всю их историю ни разу не проводилась деноминация доллара.
Нынешний глобальный финансовый кризис больно ударил по накоплениям каждого третьего американца, особенно тех, кто вложился в ипотеку. Доллар начал стремительно обесцениваться и терять свою былую привлекательность. И вот весной 2011 года, когда стало известно, что Америка может не избежать технического дефолта, а экономику и, как следствие, доллар США в ближайшее время, скорее всего, ожидают лихорадка и масштабные потрясения, в СМИ было обнародовано письмо группы наиболее авторитетных американских финансовых аналитиков. Джим Роджерс, Билл Боннер, Джеффри Кристиан, Питер Шифф, крупные бизнесмены и, как их называют, «гуру рынка инвестиций», выступили с обращением к властям США и своим согражданам.
Доказывая, что низшая точка глобального кризиса вовсе не достигнута, они призвали американцев пересмотреть стратегию вложения сбережений. Показателен один фрагмент из статьи о том, что сегодняшняя Америка, «погрязшая в долгах, подобна «кутиле», который идет в ресторан, чтобы обмыть и как следует отметить новый кредит». Аналитики прямо предложили инвесторам срочно избавляться от долларов, пока те не превратились в «обычную бумагу».
Главный посыл обращения содержится в призыве вкладывать не в долларовые сбережения, а в драгметаллы, и, особенно, золото, спрос на которое имеет устойчивую динамику повышения. «Золото продолжит расти в 2011 году на фоне продолжающихся валютных войн и поиска стабильности инвесторами, …мы думаем, что золото станет наиболее выгодным и безопасным вложением», — резюмируют авторы обращения. По прогнозу западных аналитиков, цена тройской унции золота к концу 2011 года может достичь 1850 долларов, а потенциал его роста в этом году, по их мнению, «ничем ограничен не будет».
Американцев убеждают в пользу вложения в золото тем, что оно имеет тенденцию сохранять покупательную способность долларов, вложенных в него. Кроме того, в длительной перспективе стоимость золота будет неуклонно возрастать относительно стоимости всех основных валют. Оно никак не обесценивается по сравнению с теми национальными валютами, которые не имеют надежного обеспечения и способны полностью обесцениться при гиперинфляции. Экперты советуют прислушаться к их советам и граждан других стран и вкладывать свои средства именно в золото.
Именно Соединенные Штаты, а отнюдь не Швейцария, как принято полагать, является крупнейшей в мире страной по объему денежных средств, вложенных иностранцами в ее банки и фонды. По данным министерства торговли США, на начало 2011 года иностранные граждане хранили в американских инвестиционных компаниях и банках приблизительно 3,6 триллиона долларов. Дело в том, что по американскому законодательству, лица, которые не имеют гражданства США и не проживают на территории Соединенных Штатов, не обязаны отчитываться о сберегаемых в Америке средствах и получаемых процентах. К слову, в прессе неоднократно всплывали данные о хранении на депозите в банках США средств, принадлежавших африканским и азиатским диктаторам, или лидерам крупнейших наркокартелей.
Секрет Суоми
Разразившийся финансовый кризис у финнов беспокойства не вызывает.
В Финляндии не разорился ни один банк, не остался без денег ни один пенсионер или студент. В сфере бизнеса, конечно, были свои банкротства, но они мало кого впечатлили.
Секрет такого благополучия кроется в достаточно прочной экономике страны и умении финнов правильно распоряжаться своими деньгами. Более 90 процентов из них предпочитают хранить деньги в евро и только в национальных банках Финляндии. Хоть это и не особо выгодно, но зато безопасно. Финские банки известные перестраховщики. За счет средств своих клиентов они создали впечатляющую систему безопасности для всех вкладчиков. «У меня в банке на хранении уже больше года лежит 10 тысяч евро. За год мне набежало в виде процентов всего 10 евро. Так мало потому, что банк списал с моего счета внушительную сумму за обслуживание. Я рада, — шутит Пиия Веса, — что хоть не осталась должна банку».
Однако девушка не собирается переводить свои деньги в другой банк. «Я склонна доверять финским банкам. А дома финны деньги не хранят», — говорит Пиия. Более состоятельные финны, которые скептически относятся к жадности местных банков, стараются делать более выгодные вложения: в покупку земли, островов, фермерских хозяйств, квартир и акций солидных финских компаний или иностранных предприятий, действующих на территории Суоми.
«Настроения в обществе спокойные. Люди не волнуются за свои деньги, и поэтому особых перемещений финансов из одного сектора экономики в другой не наблюдается», — сообщили «РГ» в отделе экономики крупнейшей газеты страны «Хельсингин саномат». Надежда Ермолаева
Домохозяйки скупают акции
Давно прошли те времена, когда простые китайцы прятали свои сбережения в чулок. Сейчас другие веяния — «народные инвестиции». Житель Китая, получивший самые элементарные навыки торговли на бирже, моментально старается накупить как можно больше различных акций.
Правда, эффективность таких вложений, судя по всему, не очень высока. Поскольку, как говорят опытные игроки, как только на биржу приходит «толпа домохозяек, самое время продавать все акции». Зато большие прибыли приносят различные курсы — очные и виртуальные, на которых и дают первоначальные навыки игры на биржах. Стоимость недельного курса может колебаться в районе двух тысяч долларов.
Более благоразумные и не склонные к рискам предпочитают вложения в паевые инвестиционные фонды, которые более стабильны и в основной своей массе рассчитаны на долгосрочные капиталовложения. Правда, и отдача от них заметно ниже, чем от успешных биржевых ставок. В последние годы популярны стали вклады в золото и другие драгоценные металлы.
И все же основная масса китайцев по-прежнему доверяет банкам, причем исключительно отечественным. И хотя на китайском рынке представлены филиалы многих крупных иностранных банков, от наплыва клиентов они не страдают. Что, в общем-то, и закономерно. Например, чтобы открыть самый простой счет в Сити-банке, нужно внести не менее 80 тысяч юаней (12,5 тысячи долларов). Причем это обязательный минимум, который постоянно должен храниться на счету. А процентная ставка по вкладу составляет около одного процента.
Конечно же, на этом фоне условия китайских банков намного выгоднее. Чтобы открыть юаневый счет, достаточно всего лишь десяти юаней (примерно 1,5 доллара), а для вклада в иностранной валюте — 20 юаней (3 доллара). Да и ставки здесь выше — 3—5 процентов годовых в зависимости от суммы вклада. Евгений Соловьев
Французы верят сберкнижкам, как себе
«Испытываю ли я беспокойство
Уверен, что примерно в таком же духе могут высказаться многие французы. Если
Где хранятся средства моего знакомого, да и подавляющего большинства его соотечественников? Несомненный чемпион — это накопительное страхование жизни. Им охвачены десятки миллионов человек. И хотя доходность здесь не высока — в прошлом году она в среднем составила 3,5 процента — такой вид вложения гарантирован по высшему разряду. Только в прошлом году в этот финансовый инструмент было вложено 77,3 миллиарда евро и в настоящее время он «весит» 1,2 триллиона евро(!). Правда, здесь речь идет о долговременном, рассчитанном на восемь и более лет вкладе. Можно им воспользоваться и раньше, но тогда придется «отстегнуть» некую сумму фискальным службам.
Другой не менее суперпопулярный способ обезопасить накопления — положить деньги на сберкнижку, которая во Франции называется Livret A. Здесь вообще гарантия 100-процентная. Поэтому таких сберкнижек выдано 60 миллионов штук, то есть немногим меньше, чем в стране жителей, а их, напомним, 65 миллионов. Сберкнижку можно пополнять и снимать с нее деньги без временных ограничений. Правда, есть потолок — на этой «ливрэ» можно держать не более 15 300 евро, ибо именно эта сумма освобождена от налогов на доходность.
Какова степень доверия французов к их банковской системе? Если учесть, что практически каждый взрослый имеет счет в том или ином банке, а сейчас даже почта имеет схожую финансовую структуру, то весьма высокая. Ведь все вклады там гарантированы для каждого клиента на сумму до 100 тысяч евро. Кстати, именно евро, на вклады в другой валюте, к примеру, в долларах этот «зонтик» не раскрывается.
Как показал недавний опрос Национального статистического института INSEE, французы все с большим подозрением относятся к бирже и всяческим инвестиционным фондам. Многие обожглись во время финансового кризиса 2008 года, а нынешняя буря на фондовых рынках, судя по всему, их число только умножит.
Между тем
Куда те французы, у которых имеются свободные средства, сейчас стремятся вложить их? Если побродить вокруг парижской биржи во втором столичном округе, где сосредоточены магазины нумизматов и торговцев золотыми монетами и слитками, то увидишь перед их витринами необычное оживление. Это и понятно: ведь золото — ходкий товар в неспокойные времена. Правда, его не только покупают. «Да, сейчас стоимость третейской унции поднялась до 1800 евро, — говорит Генеральный секретарь ассоциации «Круг вкладчиков» Филипп Кревель. — Думаю, это предел. Поэтому я бы не стал рекомендовать сейчас его покупку. Маловероятно, что эта котировка останется. Скорее всего, стабилизация произойдет на уровне 800—1000 евро. Тем же, кто приобрел золото в 2004 году по цене 400 долларов, то есть 300 евро, ныне самое время его продать по пиковой цене». Вячеслав Прокофьев
Игры на биржах вышли из моды
Итальянцы — нация, которая не любит «играть» с деньгами, предпочитая вкладывать их в себя.
Обычно беззаботные летние месяцы в этом году оказались настоящим испытанием для жителей Апеннин. С финансовых рынков все чаще поступают тревожные новости, а правительство Италии угрожает введением новых и более жестких экономических ограничений, которые в первую очередь отразятся на кошельке среднестатистического итальянца.
Еще до приближения кризиса к границам Италии граждане этой страны не могли себя причислить к категории европейцев, имеющих большие сбережения по одной очевидной причине: уровень заработной платы в Италии является одним из самых низких в Старом Свете. В 2010 году страна находилась по этому показателю на 19-м месте в Евросоюзе. Таким образом, личные накопления даются большинству итальянцев намного сложнее, чем тем же немцам или бельгийцам. Неудивительно, что отношение к банкам и к инвестированию своих кровно заработанных денег жители Апеннинского полуострова относятся крайне осторожно и предпочитают не ввязываться в рисковые и экономически неоправданные операции.
Исследование, проведенное в начале 2011 года итальянской ассоциацией по защите прав потребителей и пользователей банковских, финансовых и страховых услуг, лишь подтверждает эту закономерность. По данным опроса, 86 процентов граждан оценили свое отношение к банковской системе страны как крайне недоверительное, 82 процента — предпочитают хранить деньги дома, и лишь 14 процентов респондентов готовы доверить свои сбережения банкам. По мнению источника из Министерства экономического развития Италии, пожелавшего остаться анонимным, преобладающее большинство итальянцев, имея выбор между иностранными и национальными финансовыми институтами, предпочитают все же держать свои сбережения в итальянских банках. Эксперт также подчеркивает, что из всех доступных валют большим доверием в Италии по-прежнему пользуется именно евро. «Несомненно, есть среди граждан и те, кто держат деньги в иностранных банках (в частности, в Швейцарии). В этом случае уместно говорить о внушительных суммах, которые принадлежат незначительной прослойке состоятельных представителей итальянского общества», — утверждает сотрудник министерства.
Кстати
За последние годы львиная доля итальянцев потеряла интерес к приобретению акций и облигаций, а также игре на бирже. По последней статистике, 8 из 10 жителей Италии больше не считают рынок ценных бумаг перспективным. С начала 90-х годов и по сегодняшний день из всех видов инвестиций жители Италии уверенно выбирают вложение денег в недвижимость. Этот рынок, несмотря на кризис, по-прежнему устойчив и стабилен, а значит — менее рискован, что для итальянцев является первостепенным критерием. Нива Микарян
Израильтяне не гонятся за длинным шекелем
Израильтяне хранят денежные средства главным образом в банках. И, разумеется, не в долларах, евро или еще в какой-нибудь иностранной валюте, а в родных шекелях. За последние два десятилетия шекель показал свою особую надежность, ибо даже во время финансовых кризисов шекель стоял весьма прочно и не девальвировался. По крайней мере, в этом отношении доллар ему не чета.
Надо иметь в виду и другие моменты. Чем больше у вкладчика израильского банка денег на счету, тем большую ссуду он может получить на покупку квартиры, машины или на дорогой тур путешествия в дальние страны. Кроме того, банки предлагают различные накопительные и сберегательные программы, например, пенсионные или образовательные, дающие возможность родителям и их работающим детям собрать средства для получения высшего образования на родине или за рубежом.
Военнослужащему выгодно держать деньги в банке, ибо банковские программы для солдат, офицеров и демобилизованных воинов предполагают огромную систему скидок и множество подарков.
Вкладчикам, готовым рискнуть своими капиталами на бирже или вложением средств, банк опять же готов оказать услугу — во всех банковских отделениях предусмотрены консультанты по биржевым спекуляциям и покупкам акций ведущих компаний.
Вкладывать средства в драгоценности в Израиле не принято. Все-таки ощущается первопроходческий дух сионистов-социалистов, воссоздавших Израиль в 1948 году. Приобретать недвижимость для последующей сдачи в аренду сегодня выгодно с учетом высоких цен на квартиры. Однако для этого необходимо обладать немалыми свободными средствами. При этом покупатель должен иметь в виду, что серьезное налогооблажение начинается в еврейском государстве уже с покупки второй квартиры. Налог на третью квартиру еще больше, а выгода от покупок четвертой и пятой квартир весьма сомнительна. Биньямин Нетаньяху еще в своей первой премьерской каденции (1996—1999 гг.) пытался уменьшить налоговое бремя на покупки квартир, выставляемых на арендный рынок, но левые партии его предложение заблокировали.
Дани Ганот, консультант одного из отделений банка «Леуми» в Реховоте, сказал мне: «Хранить и умножать деньги — разные задачи». Его совет верен, но требует уточнения. И в данном случае я не имею в виду рискованные инвестиции или игру на бирже. В Израиле много банков. Но только в государственно-частных банках гарантируется даже при банкротстве и форс-мажорных ситуациях возврат вкладов максимальной суммой в миллион шекелей (примерно 330 тысяч долларов). Частные банки обычно предлагают высокие банковские проценты, но гарантии от форс-мажорных ситуаций у них намного скромнее. Израильтяне об этом помнят, поэтому в массе своей за длинным шекелем не гонятся. Захар Гельман
Завербованные банком
Не в кубышки, не в подушки и не в матрасы прячут свои деньги немцы. Они давно поняли, что гораздо выгоднее держать сбережения в акциях и ценных бумагах. По последним подсчетам, треть граждан ФРГ владеет акциями различных компаний.
Немало немцев участвуют в биржевых сделках с домашнего компьютера при поддержке банковского менеджера. Многие прибегают и к услугам акционерных фондовых обществ, которые распоряжаются пакетами ценных бумаг клиентов по своему усмотрению. Однако в последнее время репутация фондовых обществ понизилась. По исследованиям банковских аналитиков, дивиденды от доверенных фондам бумаг бывают намного меньше, чем от акций, прямо положенных в финансовых институтах.
Банки невероятно активно вербуют покупателей ценных бумаг. Только увидят, что состояние одного из клиентов начинает расти — забрасывают рекламой или обращаются напрямую во время визита в банк. Есть даже такая специальность в германском банковском секторе — посредники по акционерным сделкам. Они и бабушек убедят, и опытных менеджеров. Так убедительно распишут преимущества держателя акций, что отказаться будет очень сложно.
Немцы предпочитают свои немецкие банки. Ведь иностранные не дают гарантий на крупные суммы. А «родные» страхуют счета клиентов на сумму до ста тысяч евро. В банках «налоговых оазисов» у приличных бюргеров хранить деньги не принято. Тем более что с соседней Швейцарией, например, на днях было заключено соглашение общего налогообложения вкладов. Так что уводить деньги от местных налогов немцам стало невыгодно: в Швейцарии их денежки потерпят такой же, если не больший, урон.
Высоко доверие немцев к ценным бумагам с твердыми процентными ставками. К ним относятся в первую очередь федеральные государственные займы. Обычно такие бумаги имеют срок действия от двух до десяти лет и гарантированные
Еще одна форма надежного хранения денег — покупка частной страховки жизни. Все больше даже молодых немцев прибегают к помощи страховых фондов, в которые клиент в основном до шестидесяти-шестидесяти пяти лет должен платить регулярные взносы. Причем выплачиваться страховка может или одной большой суммой, или в виде пенсии.
В последнее время, когда биржи стало лихорадить, немцы ринулись покупать ценные металлы. Спрос на золото вырос необыкновенно. Фирмы по закупке и продаже ценных металлов переживают невиданный бум, принимая на работу новых сотрудников. Один из знакомых адвокатов, человек далеко не бедный, недавно забрал двести тысяч евро из банка и купил золотые слитки. Биржи — хорошо, а металл надежнее. Так думают многие. Анна Розэ
Максим МАКАРЫЧЕВ