Банк Москвы последним из госбанков, имеющих существенный объем розничного бизнеса, начинает работать с коллекторскими агентствами. Ранее против сотрудничества с коллекторами резко выступал прежний президент банка Андрей Бородин, с появлением нового мажоритарного акционера Банк Москвы готовится перенимать опыт розничной «дочки» группы ВТБ — ВТБ 24.
О том, что Банк Москвы, до сих пор не сотрудничавший с коллекторскими агентствами, в ближайшее время намерен начать привлекать их к работе по взысканию просроченной задолженности физических лиц, рассказали «Ъ» несколько участников рынка коллекторских услуг. «Переговоры о сотрудничестве с Банком Москвы находятся в завершающей стадии, договоры о сотрудничестве с банком могут быть заключены уже в сентябре,— говорит источник «Ъ» в одном из агентств, участвующих в переговорах с Банком Москвы.— Пока речь идет о работе по взысканию долгов по агентской схеме (долг остается на балансе банка, а коллектор выступает агентом по взысканию задолженности, получая 15—25% от суммы взысканных долгов.— «Ъ»)». «Мы уже ознакомились с договорами, и они полностью совпадают с теми, по которым работает с коллекторами ВТБ 24. Причем, как и ВТБ 24, Банк Москвы готов платить за услуги существенно ниже рыночных расценок»,— говорит другой источник «Ъ» на коллекторском рынке, не называя сумм. По словам собеседника «Ъ», пока это рамочные договоры, информации о том, какой объем долгов банк намерен передавать в работу, пока нет. В пресс-службе ВТБ 24 сообщили, что в рамках группы ВТБ 24 активно взаимодействует с Банком Москвы в части розничного бизнеса и делится опытом по эффективной работе с просроченной задолженностью, в том числе с привлечением коллекторских агентств. В Банке Москвы подтвердили, что ведут переговоры с рядом коллекторских агентств о сотрудничестве, отказавшись сообщить, какие именно агентства имеются в виду.
ВТБ, выступающий санатором Банка Москвы, до конца третьего квартала намерен увеличить долю в нем с 46,48 до 75%. Хотя в розничном кредитном портфеле Банка Москвы не было выявлено таких масштабных проблем, как в корпоративном, его качество за время конфликта, сопровождавшего уход из банка его бывшего президента и акционера Андрея Бородина, также существенно пострадало. Согласно отчетности по РСБУ, по итогам первого полугодия доля просроченной задолженности в портфеле кредитов физическим лицам выросла с 14 до 18,8%, объем — с 10,5 млрд до 12 млрд руб.
По словам источников «Ъ» на рынке коллекторских услуг, сейчас Банк Москвы ведет переговоры с тремя коллекторскими агентствами — «Секвойя кредит консолидейшн», «Пристав», «Центр ЮСБ». В перечисленных агентствах подтвердили факт переговоров с Банком Москвы. С этими же агентствами работает и ВТБ 24, говорит менеджер одного из коллекторских агентств, видимо, новые акционеры решили перенести свои методики на дочерний Банк Москвы. Источник «Ъ» в Банке Москвы уточнил, что по итогам обсуждения условий сотрудничества в списке агентов по взысканию просрочки может оказаться более трех коллекторов. По его словам, первые портфели в работу коллекторам могут быть переданы в середине сентября, причем пока речь идет лишь о работе по агентской схеме, в дальнейшем не исключено, что банк начнет продавать портфели проблемных кредитов.
«Прежний президент банка Москвы Андрей Бородин выступал резко против передачи долгов на аутсорсинг, в то время как топ-менеджмент банка был не против и даже проводил «пилоты» с коллекторами, однако дальше этого сотрудничество не пошло,— рассказывает представитель одного из коллекторских агентств.— Теперь у банка новое руководство, и ничто не мешает им начать работать с коллекторами».
Коллекторы считают сотрудничество с Банком Москвы перспективным. «По сути, это последний госбанк (у Россельхозбанка небольшая доля розницы в портфеле.— «Ъ»), который до сих пор не сотрудничал с коллекторами, у них довольно большой объем просрочки, и поработать с их портфелями будет интересно»,— говорит председатель совета директоров группы компаний «Центр ЮСБ» Александр Федоров. В ВТБ 24 ранее указывали, что работа по агентской схеме позволяет возвращать 13—15% от передаваемого объема задолженности. «Впрочем, учитывая, что до сих пор Банк Москвы обходился без помощи коллекторов, у него довольно сильная служба взыскания, так что можно ожидать, что его долги будут в высокой степени проработанности»,— несколько охлаждает оптимизм коллег генеральный директор «Пристава» Артур Александрович. «В первую очередь мы намерены передавать те долги, с которыми сами работать уже не хотим — нерентабельные суммы, неконтактные заемщики, старые долги»,— подтверждает его опасения источник «Ъ» в Банке Москвы.
Ксения ДЕМЕНТЬЕВА, Василий НАНТАЙ