Интерес к Фонду капитализации российских банков, инициатором создания которого является IFC (Международная финансовая корпорация), проявили иностранные инвесторы. Как стало известно «Ъ», ближневосточный суверенный фонд Abu Dhabi Investment Authority может инвестировать в региональные банки $100 млн. Заинтересованность в участии в капитале фонда проявили и другие институциональные инвесторы, общий объем их инвестиций в банковский сектор может составить до $1 млрд.
В распоряжении «Ъ» оказались документы, подготовленные к заседанию наблюдательного совета ВЭБа по вопросу участия госкорпорации в капитале Фонда по капитализации российских банков. Как следует из материалов ВЭБа, интерес к фонду проявили несколько иностранных инвесторов, среди них, в частности, ближневосточный суверенный фонд Abu Dhabi Investment Authority, который может инвестировать в капитал фонда $100 млн. «Интерес к участию» в фонде продемонстрировали также Корейская инвестиционная корпорация и Национальный пенсионный фонд Кореи. Источник «Ъ» в ВЭБе подтвердил достоверность материалов и их актуальность. По его словам, они будут рассмотрены на ближайшем заседании наблюдательного совета, дата которого пока не определена.
Впервые идею создания Фонда капитализации российских банков IFC, одна из организаций группы Всемирного банка, выдвинула в 2009 году. Корпорация предложила создать такой фонд в партнерстве с государством, а также с привлечением частных инвесторов. Соответствующее соглашение с IFC в июне подписал министр финансов Алексей Кудрин.
Ранее сообщалось (см. «Ъ» от 15 июня), что взнос ВЭБа в капитал фонда составит $250 млн, столько же планирует перечислить IFC, еще $50 млн — Минфин. Фонд должен начать работу с начала следующего года, его объем может составить до $1,5—1,7 млрд руб., при этом взносы IFC, ВЭБа и Минфина увеличиваться не будут. Как следует из материалов ВЭБа, фонд, срок деятельности которого составит восемь-десять лет, планирует инвестировать в 10—15 российских банков, как крупных, так и небольших. В презентации ВЭБа говорится, что в каждый из трех-четырех крупных банков (10-60-е место по объему активов) может быть инвестировано $100—300 млн, в менее крупные банки (60-200-е место по активам) может быть вложено по $20—100 млн.
Управлять фондом будет Asset Management Company (АМС, 100-процентная «дочка» IFC), решать, в капитал каких именно банков входить, будет инвестиционный комитет. Вознаграждение АМС за управление фондом составит 1,5—2% от привлеченного капитала, а также 20% прибыли, оставшейся после выплаты минимальной нормы доходности инвесторам (на уровне 8% годовых).
Заявленную норму прибыли от вложений в банковский сектор получить вполне реально, указывают эксперты. «Фонд будет инвестировать в банки среднего размера, которые активно растут и консолидируют вокруг себя более мелких игроков. Чтобы развиваться дальше, им нужен капитал, а инвесторы, после того как банки окрепнут, заработают на этом»,— считает директор аналитического департамента и стратег по рынку акций компании «Открытие Капитал» Владимир Савов. «Это перспективная идея, ведь недостаток капитализации мелких и средних банков всегда был тормозом развития банковской системы. При этом участие государства — дополнительная гарантия надежности инвестиций для иностранных инвесторов»,— говорит заместитель гендиректора компании «Агана» Олег Сухарев.
У IFC уже есть опыт инвестирования в российский банковский сектор. Так, корпорация участвовала в капитале МДМ-банка, Абсолют-банка, Локо-банка, Примсоцбанка, Ростпромстройбанка, Азиатско-Тихоокеанского банка. IFC является крупнейшим иностранным инвестором в российский банковский сектор наряду с Европейским банком реконструкции и развития, который с 1994 года участвовал в капитале 12 российских банков, включая банки «Санкт-Петербург», «Спурт», СДМ-банк.
По словам управляющего директора БКС Владимира Солодухина, для иностранных инвесторов участие в капитализации российских банков через фонд IFC является хорошей возможностью выйти на российский рынок. «Иностранцам довольно проблематично зайти в российский банковский сектор. Самый простой способ сделать это — купить уже обращающиеся на бирже акции, но на рынке всего две «голубые фишки» — Сбербанк и ВТБ»,— отмечает господин Солодухин.
«Стоимость входа в капитал каждого банка отличается и зависит от его специфики, рисков и рентабельности»,— говорит аналитик «Тройки Диалог» Ольга Веселова. Тем не менее она соглашается, что такие инвестиции, как правило, прибыльны. Впрочем, бывают и исключения. Так, госпожа Веселова указывает, что Barclays заплатил за Экспобанк сумму, равную четырем его капиталам, однако на выходе из этой инвестиции понес убытки в размере $500 млн. Существует и риск того, что по истечении срока действия фонда банк не сможет провести IPO или привлечь инвестора.
Между тем руководитель одного из крупнейших российских инвестфондов отмечает, что главная проблема российского банковского сектора — его непрозрачность. «Достаточно назвать пример с проблемами, всплывшими в Банке Москвы. Если они есть у таких крупных игроков, то в более мелких банках ситуация может быть еще хуже. Именно поэтому российский банковский сектор не пользуется популярностью у отечественных инвесторов, хотя длинные деньги есть и у нас»,— резюмирует собеседник «Ъ».
Александр МАЗУНИН, Петр РУДЕНКО