Ухудшение оценки Standard and Poors (S&P) останется первым и, скорее всего, последним. Агентства Fitch и Moodys вряд ли последуют примеру собрата по бизнесу. Экс-министр экономики Андрей Нечаев в интервью
Роль тройки рейтинговых агентств как главного экономического барометра не изменится, уверены эксперты. Потому что нет альтернативы. Преимущество, которое не купишь, — десятилетия безошибочной работы. Moodys основано в 1900 году, Fitch — в 1913-м, S&P — в 1941-м. О том, что они фактически проспали проблемы в банке Lehman Brothers, которые положили начало кризису в 2008 году, сегодня предпочитают не упоминать. В конце концов, они аналитики, а не аудиторы с доступом к внутренним документам и отчетности.
«Они оценивают те документы, которые им были представлены, статистику, которая общеизвестна, пытаются прогнозировать, основываясь на той статистике, которая есть. Соответственно, если есть финансовый институт, который статистику искажает, они не могут прийти в этот банк и сказать им: давайте предоставляйте нам свои реальные документы», — объясняет первый вице-президент Центра политических технологий Алексей Макаркин.
Свои коррективы в экономику вносит политический фактор, и США, отметим, предупреждали. Первый тревожный звонок зазвучал из Китая: в ноябре 2010 года агентство Dagong Global снизило рейтинг гособлигаций США. Рынок выслушал, но не прислушался. Инвесторы расценили это скорее как сигнал официального Пекина Вашингтону, ведь КНР — крупнейший кредитор Америки. Политическая ангажированность автоматически перечеркнула доверие к такому рейтингу — в отличие от мнения S&P, вновь доказавшего свою независимость.
«С учетом того, что штаб-квартира компании в США, понизить рейтинг США — это был достаточно смелый поступок, — считает министр экономики РФ в 1992—1993 годах Андрей Нечаев. — Вот сейчас американская Комиссия по ценным бумагам их проверяет. Другое дело, что тоже это выглядит странно, конфузно и скандально. То есть раньше их никто не проверял, пока не оказался затронут рейтинг США».
Создаваемое в России Национальное рейтинговое агентство имеет потенциальные плюсы при оценке внутренних рынков, так как знакомо с ситуацией. Вопрос в учредителях и степени независимости от государства. Объективность придется доказывать годами, тогда, возможно, к нему будут прислушиваться.
Андрей КОНДРАТЬЕВ