Европейский центробанк в рамках борьбы с долговым кризисом еврозоны потратил на прошлой неделе на выкуп правительственных облигаций Италии и Испании рекордные 22 млрд евро, сообщает Financial Times. Величина интервенций ЕЦБ на долговом рынке Европы постоянно растет, последние данные поднимают вопросы о том, насколько у регулятора хватит сил выкупать правительственные облигации.
ЕЦБ возобновил практику выкупа облигаций после четырехмесячного перерыва 4 августа 2011 г., когда кризис начал распространяться на Италию и Испанию. Изначально банк не покупал долговые бумаги этих стран, пока не достиг договоренностей с Римом и Мадридом о проведении экономических и денежных реформ в этих странах. И в понедельник на прошлой неделе, когда инвесторы стали опасаться, что стоимость заимствований достигнет заоблачных уровней, вмешательство ЕЦБ снизило доходность по итальянским и испанским облигациям с 6% до 5%.
Предыдущий недельный рекорд объемов выкупа облигаций был зафиксирован в мае 2010 г., в первую неделю после начала программы интервенции на долговые рынки. Тогда за неделю ЕЦБ направил на эти цели 16,5 млрд евро. Увеличение объемов интервенций пропорционально увеличит риски, которые ложатся на баланс регулятора. Также оно может вызвать дальнейший раскол среди совета ЕЦБ, состоящего из 23 человек. По меньшей мере трое членов совета были против этой программы накануне ее запуска.
Джулиан Кэллоу, европейский экономист из Barclays Capital, отмечает, что действия регулятора на прошлой неделе были «крайне агрессивны». «Но сколько все это может продлится?» — задается вопросом Джим Рейд, кредитный стратег из Deutsche Bank. «Вопрос больше в том, что они будут делать дальше, нежели в том, что они уже сделали. Зная ЕЦБ, можно сказать, что они сделают абсолютный минимум из того, что могли бы», — замечает он.
На данный момент общий объем облигаций европейских правительств в портфеле ЕЦБ составляет 96 млрд евро. На этой неделе банк попытается компенсировать эквивалентные объемы ликвидности из финансовой системы еврозоны, чтобы нивелировать любые инфляционные последствия от последних интервенций. При этом некоторые эксперты высказывают опасения в связи с общим объемом долговых рынков Испании и Италии, который оценивается в 2,1 трлн евро. Не исключено, что у ЕЦБ возникнут трудности по сглаживанию последствий от своих закупок, если регулятор продолжит интервенции в сопоставимых объемах.
В прошлом году ЕЦБ успешно удавалось успокаивать финансовые рынки, правда все эти усилия были подорваны согласованными Германией и Францией условиями финансовой помощи Греции, по которым бремя спасения проблемной страны было возложено на частных кредиторов. В ближайшие недели ЕЦБ продолжит оказывать давление на правительства еврозоны, требуя от них действий по поддержанию уверенности инвесторов. Одна из таких мер — дать полномочия Европейскому фонду финансовой стабильности по выкупу облигаций на долговых рынках Европы.
Александр ЛЕОНОВ