В скором времени международные операции по переводу денег станут совершенно прозрачными для заинтересованных лиц. Вольфсбергская группа и Ассоциация клиринговых палат — объединения крупнейших банков — мира выпустили совместное заявление, в котором признали необходимость большей транспарентности международных платежей. С ними категорически согласился и Банк России, который разослал российским кредитным учреждениям письмо (№ 69-Т), в котором довел информацию, содержащуюся в заявлении, до сведения кредитных организаций. Письмо имеет характер рекомендации.
«Оно скорее демонстрирует позицию Центробанка, что он одобряет подобные меры, присоединяется к ним и советует коммерческим банкам делать то же самое», — считает вице-президент аудиторско-консалтинговой компании ФБК Алексей Терехов. Но все участники кредитного рынка прекрасно знают, что такое совет ЦБ, и чем грозит отсутствие слуха. В письме предлагается «усовершенствование существующих форматов платежных сообщений SWIFT». Теперь в таких сообщениях должны обязательно присутствовать сведения об отправителе и получателе электронного перевода. Но что еще более важно, банкирам категорически рекомендуют не уклоняться от передачи сведений любому другому финансовому институту. Финансовым институтам также предлагается не только обмениваться между собой информацией обо всех сторонах, участвующих в переводах средств, но и «поощрять свои банки -корреспонденты в соблюдении ими указанных принципов».
Если международные регулирующие органы и члены системы SWIFT поддержат предлагаемые меры, изменение формата платежных сообщений будет проведено до ноября 2008 года. «Такие рекомендации были и раньше, — признает Алексей Терехов, — только официально они не были зафиксированы». Возможно, именно неформальный характер обязательств банкиров привел к громкому финансовому скандалу. Указывать получателя денег по платежам, проходящим через них, несколько лет назад начали швейцарские банки. Вынудили их к этому требования банков из других стран, в первую очередь из США, которые настаивали на обязательном указании имен тех, от чьего имени через банки проводятся платежи. После этого в швейцарском правительстве разгорелся скандал. Выяснилось, что госорганы США начали весьма пристально изучать переводы, совершенные по сети SWIFT, а самыми неинформированными в этой ситуации оказались клиенты банков, которых не предупредили о том, что информация о них может попасть в третьи руки. Это дало возможность главе федеральной комиссии Швейцарии по защите информации Ханспетеру Тюру обвинить банкиров в нарушении закона о защите информации. На защиту банков встал министр финансов Швейцарии Ханс-Рудольф Мерц, по мнению которого, обмен информацией не нарушил суверенитет Швейцарии или закон страны о банковской тайне.
Короткий формат SWIFT стал основным аргументом защиты представителей Bank of New York, которые таким образом объясняли невозможность идентифицировать «грязные деньги» из России, которые проходили по корсчетам BONY. Им это в общем удалось, и банк отделался относительно легко. Но сейчас грядет новое расследование. Вчера до Московского арбитражного суда дошел-таки иск Федеральной таможенной службы к BONY на $22 млрд. И новые возможности для расследования могут оказаться как нельзя кстати.
Евгений МАЗИН