«Юрфак — это я! Юрфак — это мы! Юрфак — это лучшие люди страны!» — такой лозунг каждый год выкрикивали студенты юридического факультета Лениградского университета (1982—1987 гг. обучения) на майских и ноябрьских демонстрациях. Накаркали, шутят выпускники: один стал президентом страны, другие занимают высокие посты в органах госвласти.
Теперь, когда проходят встречи выпускников, непонятно, кого больше: бывших студентов или сотрудников Федеральной службы охраны, рассказывают участники ежегодных посиделок. Выпуск звездный — высокопоставленных функционеров на разных уровнях власти целых 20 человек.
Для встреч выпускники облюбовали питерский клубный ресторан Royal Beach на Крестовском острове с собственным пляжем на Малой Невке. Как пишут в отзывах на сайте ресторана посетители, «самый вкусный мохито, самый вкусный клубничный суп, самое лучшее место на Крестовском острове».
Место тихое и спокойное: рядом расположен еще один ресторан с прудом, где посетители ловят рыбу для своих блюд, и Приморский парк со старыми деревьями. Собственно, сам ресторан в 2010 г. сгорел прямо накануне очередной встречи, в тот год пришлось экстренно менять место вечеринки — уехали в госрезиденцию К2 на Каменном острове. Но в этом году вернулись обратно — традицию нарушать не стали. Место удобное, изолированное, просто охранять. Перед приездом главного однокурсника — Дмитрия Медведева ресторан оцепляют по периметру, охрана везде — и на дороге, и в парке, а по заливу курсируют специальные катера. Правда, в сам зал, где проходит праздник, охрану не пускают.
Охранять нужно не только президента, а много еще кого: банкиров, сотрудников «Газпрома», начальников МВД, прокуратуры и приставов, председателей судов и проч.
«Пусть что угодно говорят, но выпуск — звездный. Наша команда — лучшая. Хоть один курс такой же есть?» — спрашивает однокурсник Медведева, питерский адвокат Евгений Котов. Он говорит, что сам хоть не во власти, но за своих переживает: «Это как в футбол. Я в него не играю, но болею за «Зенит». Когда жмешь руку однокурснику Медведеву, как будто приветствуешь весь мир, делится Котов.
По подсчетам Ольги Крыштановской из Института социологии РАН, в «медведевский двор» входит 55 близких президенту людей, из которых 20 — его однокурсники.
Высадка первого эшелона
Первым был Константин Чуйченко. Это сейчас он помощник президента, а в середине 80-х был близким другом Медведева. Однокурсники в один голос говорят, что тогда в их паре Чуйченко казался лидером, он и по комсомольской линии продвигался. Чуйченко первым с курса, еще в начале 90-х, уехал в Москву, он единственный, кто поступил в Службу внешней разведки (СВР), хотя многие хотели. У него были ценные для разведки качества: очень хорошие организаторские способности и надежность, вспоминает один из бывших сотрудников СВР. «Мы тогда знали, что Костя высоко взлетит,
В 2000 г. молодому первому заместителю администрации президента и неопытному председателю совета директоров ОАО «Газпром» Медведеву нужна была опора. На кого положиться, если не на друга?
Именно Чуйченко стал предвестником смены власти в «Газпроме», он возглавил юридический департамент монополии в апреле 2001 г., когда им руководил, казалось, всесильный Рем Вяхирев. Тот, по рассказам бывших менеджеров «Газпрома», был против назначения Чуйченко. Но ему пришлось уступить, и Чуйченко получил доступ ко всей юридической документации, в том числе и к контрактам. Первой же крупной сделкой, которой пришлось заняться новому главному юристу «Газпрома», стало установление контроля над медиаактивами Владимира Гусинского. Потом Чуйченко курировал возвращение активов «Сибура», «Итеры», несостоявшееся слияние «Газпрома» и «Роснефти», покупку «Сибнефти», газовых активов ЮКОСа, был содиректором Rosukrenergo. Все свои шаги он согласовывал с Медведевым, Чуйченко часто можно было застать в его газпромовской приемной.
Пара Медведев — Чуйченко, друзья-краснодипломники, так и идут вместе по жизни, а «Газпром» стал пересадочной площадкой на пути во власть для многих «своих» — других однокурсников.
Уже в 2002 г., когда Алексей Миллер возглавил «Газпром», своих приводить стало легче. Чуйченко пригласил на работу своим заместителем Валерию Адамову, в девичестве Овчинникову, та, проработав четыре года, пересела в кресло первого зампреда Арбитражного суда г. Москвы, а в 2009 г. Медведев утвердил свою однокурсницу председателем Федерального арбитражного суда Московского округа.
Стало уже традицией, что юрист в «Газпроме» — выпускник дневного отделения ленинградского юрфака 1987 г. Чуйченко и Адамовой уже там нет, сейчас на этой ниве трудится университетский друг Адамовой — Владимир Алисов.
В дочерней структуре «Газпрома» — «Газпром медиа» пришлось полгода поработать и еще одному однокурснику, Антону Иванову, потом он был назначен председателем Высшего арбитражного суда.
Уже шесть лет в Газпромбанке работает другое доверенное лицо Медведева — Илья Елисеев. Он возглавляет наблюдательный совет некоммерческого фонда «Дар», который строит известную резиденцию в Плесе.
«Добрый, умный, но очень ленивый человек», — характеризуют Елисеева однокашники. Рассказывают, что он редко посещает встречи выпускников — слишком часто, зная мягкий характер, его донимали просьбами. Чуйченко и Медведева неудобно просить, зато Елисеев выслушает, не откажет. Одного все-таки позвал в Москву: недавно он пригласил на работу весельчака и балагура курса Алексея Четверткова. Теперь он занимается девелоперскими проектами в одной из компаний Елисеева.
Централизованным поставщиком «дочки» «Газпрома» — ООО «Газпром комплектация» тоже руководит однокурсник Медведева — Игорь Федоров. В этой компании он работает с 2003 г., а возглавил ее в 2006 г. Федоров — единственный из однокурсников сейчас является членом правления газовой монополии. Федорову тоже нужен свой человек в своей компании, он позвал на работу однокашника Виктора Иванова. И тот выручил, приехал в Москву.
Весь так называемый резерв Медведева был выбран еще в 2006 г. К тому моменту 10 его друзей и однокурсников уже заняли ключевые должности, рассказывает человек из окружения президента. После 2006 г. потянулся второй эшелон: это когда первые тянули следующих. Иногда Медведев даже не был в курсе назначений, рассказывает собеседник «Ведомостей», а иногда был и вовсе против. Например, Алисова в «Газпром» привел Чуйченко и Медведев был удивлен этим выбором, вспоминает он: хотя Медведев дружил с Алисовым, он не считал, что тот справится со сложной работой в системе «Газпрома».
Вполне возможно, что идея о реформировании милиции пришла в голову Медведеву не без помощи однокурсников, думают трое из них. На курсе была так называемая милицейская группа — это те, кто поступал по направлению от органов МВД. Одного из них, Валерия Кожокаря, Медведев совсем недавно назначил замминистра внутренних дел и начальником следственного департамента МВД. В молодости Кожокарь занимался борьбой и был целеустремленным парнем, вспоминают однокурсники.
Первым замом Кожокаря трудится еще одна однокурсница — Татьяна Герасимова. «Мы ее ласково называли «нашей генеральшей», — рассказывают однокурсники. — А она нас поправляет: генеральша — это жена генерала, а я — генерал».
Еще одна женщина-генерал с медведевского курса — Елена Леоненко, в девичестве Клименко, работает заместителем председателя Следственного комитета России. «Клименко была самой яркой девочкой на курсе — за ней все мальчики ухаживали», — вспоминает один однокурсник. «Это вопрос спорный», — не согласны другие мальчики. Зато все помнят, что все ее называли Климой и благодаря ее маме, которая работала в торговле, всегда можно было добыть джинсы или другой дефицит.
Генерал-лейтенант Дмитрий Сергеев уже два года возглавляет УВД Ямало-Ненецкого округа. Однокурсники судачат, что он сейчас главный претендент на высокие московские должности, он не раз уединялся с Медведевым для бесед на встречах выпускников. «Вообще-то Димка просто-напросто честный мент, могут и не взять», — сомневаются они. На курсе Сергеев дружил с Николаем Винниченко, он, скорее всего, его и порекомендовал, полагают однокашники.
Сам Винниченко, четыре года проработав главным судебным приставом России, уехал на Урал полномочным представителем президента. Но Федеральную службу судебных приставов передал в надежные руки — другому однокурснику, Артуру Парфенчикову.
Не забыл Винниченко и еще одного своего друга — Александра Гуцана. Он поработал немного замом Винниченко, когда тот был приставом, а теперь работает заместителем генпрокурора России. Гуцан пользовался на курсе большим уважением, рассказывают знакомые, он был старше других, был комсоргом курса и «вообще очень правильным», входил в университетский штаб «Оперативный комсомольский отряд дружины».
Глава финансовой полиции Казахстана Кайрат Кожамжаров приезжает на встречи курса со своими фэсэошниками. «Он очень жесткий был всегда и принципиальный, борьба с коррупцией — его конек», — вспоминают друзья. На встречах Медведев и Кожамжаров всегда найдут время, чтобы поговорить наедине, рассказывают они, у них есть общие темы: и того и другого волнует коррупция.
«О том, что Кожамжаров учился вместе с Медведевым, я узнал только после его назначения главой финансовой полиции, — вспоминает опальный казахский бизнесмен Мухтар Аблязов. — Многие мне говорили, что он часто упоминал про свою учебу с российским президентом. Но скорее всего карьеру Кожамжаров делал самостоятельно».
Другой однокурсник Медведева, напротив, утверждает, что Кожамжаров никогда не афишировал свои звездные студенческие связи. Президент Казахстана Нурсултан Назарбаев якобы узнал о них, только когда Кожамжаров три года назад пришел отпрашиваться на очередную встречу однокурсников. «Мне нужно на встречу с президентом», — объяснил чиновник. «С каким?» — оторопел Назарбаев.
Без галстуков
Встречи выпускников всем курсом стали ежегодными только с 2007 г. До этого встречались либо группами, либо по круглым датам — 10-летие, 15-летие. Раньше деньги собирали сами, искали гостиницу или ресторан, хлопотно, рассказывают однокурсники. «На 20 лет выпуска, в 2007 г., было очень душевно, — вспоминают они. — Решили, что будем встречаться чаще и неформально, без галстуков».
И дело встало на постоянную основу. Ресторан Royal Beach фотографии с вечеринок однокурсников вывешивает на своем сайте в качестве рекламы. Фирма, которая занимается оформлением этого ресторана, тоже не преминула этим похвастаться в интернете. На вечера приезжают известные артисты и певцы. Завсегдатай вечеринок — артист эстрады и клоунады Юрий Гальцев, развлекает медведевский резерв и Сomedy Club.
Именно артистов однокурсники винят в том, что в YouTube разместили ролик с танцующим президентом: «Никто из наших этого не сделал бы». На нем Медведев в голубом костюме танцевал под песню Алены Апиной «Американ бой», снимали президента сбоку и сзади. Ролик пользовался большой популярностью. Сначала Медведев очень расстроился и было собрался отменить встречи, рассказывает человек из окружения президента, но потом передумал, чтобы не уличили в слабости. Вместо этого в блоге Медведева появилась запись: «В сети появилось видео, как я зажигал год назад на встрече с курсом». Но в этом году охране велели внимательней следить за съемками.
Главным распорядителем встреч считается Чуйченко. Он всегда приезжает перед Медведевым и все лично проверяет. Питерский адвокат Татьяна Ломова отвечает за сбор однокурсников и взаимодействует по всем вопросам с Чуйченко. На встречах однокурсников сам Чуйченко всегда сидит за одним столом с Медведевым и следит, чтобы президента не донимали сильно просьбами.
Деньги однокурсники давно не собирают. «На такие праздники и не собрали бы», — говорят они. Никто не знает, кто именно платит. «Финансируют наши, московские», — машут они рукой. По словам одного из однокурсников, праздник обходится в $30 000—50 000: «Знаменитости, когда узнают, куда их приглашают, соглашаются на символические деньги».
Три товарища
Аспиранты кафедры гражданского права юрфака ЛГУ Дмитрий Медведев, Илья Елисеев и Антон Иванов не только вместе сочиняли комментарии к Гражданскому кодексу России, но и пытались создать совместный бизнес, правда неудачно. Об этом «Ведомостям» рассказал их знакомый.
Аспирантской стипендии не хватало даже на книжки, и все трое рано начали подрабатывать, давая частные консультации. А в 1990-е гг. решили объединиться и учредили юридическую фирму «Балфорт», директором которой стал Елисеев. Внесли на троих 10 000 руб. Всего в «Балфорте» работало шесть человек (помимо трех учредителей секретарь, бухгалтер и административный директор). Офис «Балфорта» располагался на Большом Смоленском проспекте. Это была комната 3 х 4 м с крохотной приемной. В комнате помещалось только два стола, и поэтому принимал клиентов кто-нибудь один, в то время как остальные консультировали на выезде.
Первыми клиентами «Балфорта» были комсомольские организации (молодежные коммерческие центры), потом совместные предприятия. Некоторое время «Балфорт» был даже авторизованным юридическим поверенным Ассоциации совместных предприятий Санкт-Петербурга, возглавляемой Владимиром Кожиным (сейчас он управделами президента). Но сотрудничества с ассоциацией не получилось: сама она не хотела платить «Балфорту», считая, что деньги должны давать напрямую ее участники, а последние полагали, что и так много платят ассоциации.
Закрыть бизнес пришлось
После того как визитеры ушли, Елисеев бросился звонить бывшим однокурсникам, работавшим в прокуратуре. Но никто из них не смог помочь, а все искренне советовали побыстрее закрыть фирму и какое-то время в этом районе не светиться. Некоторые, правда, поддержали морально: «Если вас, ребята, завалят, этих сволочей достанем
«Балфорт» перестал действовать в 1992 г., потому что у его участников появились другие проекты. Никакой ситуации, связанной с бандитами, не было никогда», — утверждает Анна Ковалева, начальник управления по взаимодействию с общественностью Высшего арбитражного суда (где Иванов сейчас работает председателем).
Пресс-секретарь президента Наталья Тимакова не смогла ни опровергнуть, ни подтвердить эту информацию. Ранее высокопоставленный чиновник Кремля рассказывал «Ведомостям», что у «Балфорта» действительно возникали такого рода проблемы, но он не уверен, что они стали основной причиной закрытия фирмы.
Кремль или Барбадос?
Много однокурсников Медведева остались работать в Питере и других городах, в основном адвокатами. «Конечно, мы шутим иногда друг с другом, чего бы нам у президента попросить, — смеется один из однокурсников, питерский адвокат Евгений Котов. — Может быть, назначить послом на Барбадос?» Он и его однокурсник Василий Говоров тоже давно держатся друг за друга, прямо как Медведев с Чуйченко. Только не в Кремле, а в питерской юридической консультации № 46.
Евгения ПИСЬМЕННАЯ