Банкиры Уолл-стрит советуют инвесторам спокойно переждать обвал рынков, а сами в панике распродают акции, переводя деньги в наличные и госбумаги.
Обвал на рынках в последние недели возродил у инвесторов чувство страха — в том числе у титанов Уолл-стрит. The Wall Street Journal опросила 15 высокопоставленных банкиров, что они делали со своими инвестициями в эти дни. Стратегии большинства оказались крайне консервативными и не соответствующими рекомендациям, которые дают их банки.
«У меня 80% в деньгах и казначейских облигациях», — сказал высокопоставленный инвестбанкир, неоднократно восхвалявший преимущества сложных деривативов, которые позволяют снизить риски. На вопрос «Как насчет того, чтобы использовать эти деривативы в вашем собственном портфеле?» он ответил: «Ни в коем случае. Не хочу рисковать».
Другой, член правления крупного банка, признался, что в последние недели, когда рынки валились
Банкир, долгие годы консультирующий компании по слияниям и поглощениям, описал свое отношение к собственным инвестициям как «от пессимистичного до очень пессимистичного», хотя человек на его должности по роду своей работы обязан излучать оптимизм. Что он, кстати, и делает в рабочие часы — рекомендует руководителям компаний придерживаться позитивной точки зрения и использовать обвал котировок для покупки конкурентов по низким ценам.
«Из слов этих руководителей ясно, что они, по-видимому, так же испуганы, как и все мы, — говорит Майр Стэтман, профессор финансов Университета Санта-Клары и автор книги «Чего на самом деле хотят инвесторы». — Они экстраполируют события 2008 г. на сегодняшний день, и это заставляет их еще быстрее бежать от рисков».
Стоит ли частным инвесторам повторять действия финансистов? Разница заключается в том, что у последних уже есть в банке достаточно денег — от «наличной» части бонусов до средств, полученных от продажи акций в лучшие времена. Им не нужно беспокоиться о своей пенсии и искать высокодоходные инвестиции.
«Частным инвесторам не стоит идти по пути этих топ-менеджеров, потому что, если последние окажутся не правы, их состояние всего лишь сократится с $30 млн до $28 млн, — говорит Стэтман. — Для молодых людей риск при инвестициях — это не роскошь, а необходимость. Это когда ты богат, ты можешь сильно рисковать, но вовсе не обязан это делать».
С деньгами спокойнее
В разгар кризиса 2008 г. американский финансист, спеша на экстренное совещание, в 3 часа ночи оказался в вестибюле штаб-квартиры своего банка на Уолл-стрит. Пройдя мимо полусонных охранников, он оказался около банкоматов. «Я скользнул к ним и, надеясь, что меня никто не видит, снял $800, — вспоминает банкир, заработавший за свою карьеру миллионы долларов. — В те дни наличные в кармане позволяли чувствовать себя немного увереннее».
Франческо ГУРРЕРА