Будущее уже наступило, осталось только сложить воедино кусочки пазла, чтобы понять, каким же оно будет. Фондовый рынок прозорлив и начинает подавать сигналы задолго до собственно краха. Корреспондент MarketWatch Тодд ХАРРИСОН утверждает, что сейчас самое время разглядеть грядущие тенденции, в числе которых, увы, возможность новой войны. В своей колонке он делится соображениями относительно того, о чем же хотят сказать рынки.
Проснувшись утром, просмотрев зарубежные биржевые котировки и пролистав новости, я хотел было уже заняться утренней йогой, но вдруг наткнулся на поток писем от самых разных людей в моем электронном почтовом ящике. Все эти письма так или иначе содержали одну-единственную мысль: «Началось!» Дело в том, что американская частная разведывательно-аналитическая компания Stratfor в своем отчете указала на новый грядущий арабо-израильский конфликт.
В течение последних нескольких лет я живо интересовался геополитическими конфликтами. Конфликты эти — непреднамеренный результат текущих политических решений и масштабных изменений на финансовых рынках.
В начале 2010 года мы с коллегами предсказали тройную негативную тенденцию, а именно: нарастание негативных настроений в обществе, социальную озабоченность происходящими событиями и геополитические столкновения.
В 2007-м мы уже предвидели таяние прослойки среднего класса и переход «имущего» класса в «неимущий». В 2008-м мы предсказали рост всеобщего недовольства положением дел в стране, а в прошлом году — эскалацию социальных выступлений и геополитических конфликтов.
По мере нарастания подобных настроений увеличивается и риск различных социальных беспорядков. Последние могут принимать разные формы — массовые выступления, неприятие богатейшей прослойки и, возможно, межклассовые войны. Но в любом случае следует помнить, что глобальным конфликтам часто предшествуют крупные проблемы в мире финансов.
Израильские выпады против Ирана на сегодня входят в число наиболее значимых конфликтов наряду с венесуэльскими выступлениями, протекционистской политикой Китая (а изоляционизм — это смертный приговор глобализации) и угрозой, исходящей из России.
На прошлой неделе, наблюдая за второй волной «финансового шторма» (или за первой фазой нового финансового кризиса), мы отметили в одном из материалов, что, возможно, последним спасением от кризиса могло бы стать следующее решение: «Если мы не переведем направление государственной политики США в разумное русло, то дело идет к войне (хотя, возможно, пули на этой войне будут без надобности)».
Я не эксперт по геополитике — пусть этим занимаются умные парни из Stratfor, однако я вот уже два десятка лет держу руку на пульсе глобальных настроений. И когда Германия встает в боевую стойку против еврозоны (пока только на словах), российский премьер-министр называет Соединенные Штаты «паразитами», а Китай обрушивается на американское правительство за то, что оно «сидит на долговой игле», то не надо обладать особенной прозорливостью, чтобы увидеть, в какую сторону развиваются международные отношения — нужно просто трезво взглянуть на текущее положение дел.
Не то чтобы
Не думаю, что нынешние пертурбации на финансовых рынках непременно предвещают грядущие геополитические конфликты — если бы это было так, то сырая нефть торговалась бы в районе 120 долларов за баррель. Наиболее благоприятная трактовка происходящего: рынки просто отыгрывают грядущее глобальное схлопывание долговых пузырей и таким образом выступают судьями и разоблачителями происходящего сквозь призму меритократии (как, собственно, и должны работать свободные рынки).
Однако пугающие параллели в некоторых рыночных тенденциях наводят на мысль о грядущей террористической атаке. Не стоит нападать на меня как на глашатая дурных вестей, но динамика снижения индекса S&P за три месяца до 11 сентября 2001 года была точно такой же, как сейчас.
Что ж, пусть все будет как будет, и будем надеяться, что это лишь случайное совпадение. Может быть, глобальная напряженность будет нарастать до тех пор, пока разум не возьмет верх и человечество не объединится, чтобы сообща победить «раковую опухоль», пожирающую финансовый мир, — во всяком случае, если этого не произойдет в ближайшее время, то этот недуг начнет подспудно уничтожать весь мир.
Коротко о разном
— Следует обратить внимание на крупнейший германский фондовый индекс DAX 5 500 и на индекс S&P 1 100, которые упали до минимальных значений за это лето.
— Кредитно-дефолтные свопы финансовых организаций за последнее время существенно выросли, включая JP Morgan, UBS, Bank of America и Goldman Sachs.
— Я придерживаюсь «медвежьих» прогнозов до конца текущего года, а времена «легкого» трейдинга на коротких позициях давно уже в прошлом. Самое время начать отделять зерна от плевел.
— Если взглянуть на графики котировок, то становится ясно, что динамика банковского сектора намного хуже динамики индекса S&P 500. А поскольку аналитики полагают, что банковский сектор отражает динамику экономики США в целом, то поговорка «Нет дыма без огня» очень актуальна на сегодняшний день.
Перевела Наталья ЧЕРКАШИНА, Banki.ru