Слухи об отставке первого зампредседателя Центробанка Геннадия Меликьяна, курирующего надзорный блок, все-таки оказались верными. Их подтвердил сам Меликьян и сообщил, что заявление уже подписано председателем ЦБ Сергеем Игнатьевым, а его последним рабочим днем в ЦБ станет 9 сентября.
«Очень жалко, что уходит Меликьян, он очень разумный человек», — прокомментировал «РГ» эту новость экс-глава ЦБ Виктор Геращенко. И четко дал понять, что не стоит связывать с личностью Меликьяна громкие банкротства последнего времени.
«Он один из лучших специалистов в своей области», — соглашается другой экс-глава ЦБ, председатель Набсовета ВТБ Сергей Дубинин. В банковском сообществе все относятся с уважением к его честности и квалификации, говорит он. И напоминает, что решение об уходе Меликьян принимал заранее и вне связи с ситуацией в Банке Москвы.
Сам Меликьян накануне объяснил свою отставку усталостью. Имя будущего преемника первого зампреда пока не известно. В числе претендентов называются члены совета директоров Банка России Михаил Сухов и Алексей Симановский, а также еще несколько кандидатов не из числа сотрудников ЦБ. Лучше, если это место займет человек, набивший руку на системе проверок, знающий, что именно там надо улучшить, считает Геращенко.
При этом в самой системе надзора ломать ничего не следует, полагает он. Что же касается главной причины масштабных банкротств — это сам стиль управления, который существует не только в банковской сфере, объясняет Геращенко. Ряд банков, по его словам, имели возможность действовать под определенным прикрытием. «Между ЦБ и некоторыми крупными банками всегда идет противостояние, в котором выигрывает тот, у кого больше политический вес», — уточняет банковский аналитик Центра развития НИУ «Высшая школа экономики» Дмитрий Мирошниченко. Иногда собственники банков чувствуют себя властелинами мира, а сотрудники ЦБ — обыкновенные служащие.
Российская банковская система — очень неоднородна, и критерии работы с двадцаткой крупных банков, на которые приходится почти 90 процентов активов, должны отличаться от подходов к мелким и средним банкам, считает Дубинин. За крупными банками необходим более комплексный и индивидуализированный надзор, за ними должны быть отдельно закреплены сотрудники ЦБ. С одной стороны, на них должна быть возложена ответственность за своих «подопечных», с другой — предоставлены полномочия давать оценку состоянию банка, которая может быть более значимой, чем оценка рейтингового агентства. Надо, чтобы такие сотрудники имели право получить все документы, вплоть до первичной документации. И было бы полезно выделить орган по надзору за крупнейшими банками в отдельную структуру ЦБ, считает Дубинин.
Все остальное, в том числе и обсуждаемое введение так называемого мотивированного суждения, — это уже технические детали, говорит Мирошниченко. «Правда, и при такой системе неизбежно возникнут сложности, — продолжает он. — Но ЦБ должен чувствовать себя хозяином на своей делянке».
Елена КУКОЛ