«Есть мифы Древней Греции — их все знают, а есть мифы новой Греции — когда мы отдадим долги» — популярный в Греции анекдот. Инвесторы в мифы не верят — доходность облигаций Греции с погашением через год превысила 60%.
Доходность выпуска госбондов объемом 7,7 млрд евро по номиналу с погашением в августе 2012 г. составила вчера 61,17%, цена — 65,5% от номинала. «Такие показатели подразумевают, что дефолт неизбежен, и облигации торгуются уже не по доходности, а по цене — инвесторы ориентируются на то, сколько они получат в результате реструктуризации», — объясняет главный экономист «ВТБ капитала» Алексей Моисеев. Он приводит в пример облигации «Нафтогаза Украины», которые в 2009 г. торговались по цене около 80% от номинала за две недели до погашения, и в итоге правительство предложило реструктуризацию, по условиям которой держатели получали 85—90%.
Текущие доходности греческих бондов и спрэды к безрисковым активам (немецким гособлигациям) предполагают 100%-ную вероятность дефолта в течение года с получением инвесторами 70% от номинала в результате реструктуризации и 50% от номинала при дефолте в течение двух лет, подсчитал для «Ведомостей» главный экономист швейцарского банка Lombard Odier Пол Марсон.
В конце июля страны еврозоны после нескольких месяцев переговоров договорились о втором раунде помощи Греции. Предполагалось выделить ей 109 млрд евро, а частные кредиторы должны участвовать в реструктуризации греческих бондов на 106 млрд евро в 2011—2019 гг. путем обмена бондов с погашением в ближайшие три года на новые 15-30-летние или продажи в 2012 г. с дисконтом 20%. Текущая цена годовых бумаг, как видно, предполагает больший дисконт.
Сравнение греческой ситуации с другими суверенными дефолтами достаточно условно, потому что развитые страны не объявляли их очень давно. В последние десятилетия кризисы государственного долга случались в развивающихся странах, облигации которых традиционно считались менее надежными. В России цена выпусков ГКО падала до 60—70% от номинала за месяц с небольшим до дефолта, объявленного 17 августа (в эти уровни закладывался еще и валютный риск — рынок ждал девальвации рубля). Аналогичная ситуация была в Аргентине: цены облигаций с погашением в мае 2002 г. и мае 2003 г. упали до 60% в ноябре 2001 г.; дефолт был объявлен 23 декабря.
25 июля, после достижения договоренности по помощи Греции, доходность выпуска с погашением в августе 2012 г. была 34,6%, цена — 76,08% от номинала. Но переговоры по выделению денег Греции забуксовали. Финляндия потребовала обеспечения под выделяемые ею средства, и смягчить ее позицию пока не удается.
Германия выступает категорически против дополнительных мер обеспечения финансовой стабильности в еврозоне, прежде всего против единых еврооблигаций (по мнению немецких политиков, они увеличат для страны стоимость заимствований через суверенные бонды).
По сути, у Греции два выхода: договориться сейчас, и вариантом может быть выпуск единых еврооблигаций, на которые можно обменять греческие (коэффициенты участия стран-доноров можно установить разные), либо объявлять дефолт и вести переговоры с кредиторами о реструктуризации долгов, говорит гендиректор Национального рейтингового агентства Виктор Четвериков.
Европейские банки по итогам II квартала стали списывать стоимость вложений в греческие бонды, но делают это по-разному. Французские BNP Paribas и CNP Assurances уменьшили их стоимость на 21%, объяснив это тем, что
Михаил ОВЕРЧЕНКО, Ольга ПЕТРОВА