Июльский отток капитала из России нивелировал его приток в июне. Похоже, что и по итогам августа будет зафиксировано бегство капитала. Эксперты хотят верить, что по результатам года объемы оттока не превысят 60 млрд долларов.
Впервые с начала текущего года приток капитала в Россию в размере 3 млрд долларов был отмечен в июне. Но июльский отток нивелировал значимость этого события: в итоге, сальдо оттока-притока капитала за два летних месяца было нулевым. «Данных за август пока нет», — сообщил первый зампред российского Центробанка Алексей Улюкаев на Международном банковском форуме в Сочи, отметив, что июнь — нехарактерный месяц, так как на него приходится выплата дивидендов.
Отток капитала в июле может объясняться двумя главными причинами, говорит Игорь Шибанов, начальник отдела денежных рынков Первого республиканского банка. «Во-первых, выплатой дивидендов российскими компаниями, которые были репатриированы за рубеж, чем вызвали и спрос на валюту. И, во-вторых, общим настроением рынка, на котором снова воцарился консерватизм и неприятие риска, — поясняет Шибанов. — Это вызвало массивный вывод средств с фондового рынка, и практически все валюты развивающихся стран упали против доллара США на 2%. Из Латинской Америки за июль ушло порядка 692 миллионов долларов, из Гонконга — 352 миллиона, из России — 412 миллионов».
Данные по оттоку/притоку капитала за август, скорее всего, также покажут продолжающееся бегство капитала из России, прогнозируют аналитики.
Как следует из еженедельных данных EPFR, вывод средств из фондов, инвестирующих в акции компаний из России и стран СНГ, за четыре недели августа превысил 1 млрд долларов и составил 1,251 млрд долларов. При этом отток капитала из фондов, инвестирующих в российские акции, с 18 по 24 августа стал рекордным за последние пять лет — инвесторы вывели 491 млн долларов. С 1 января по 31 августа 2011 года приток капитала в фонды, инвестирующие в акции РФ, составил 1,895 млрд долларов.
Фундаментальных причин для резкой смены направления инвестиций нет, отмечает Вячеслав Андрюшкин, зампред правления СДМ-банка. «Августовский всплеск активности и вывод средств вряд ли можно назвать тенденцией. Инвесторы выводили средства из рискованных активов, в том числе и из России. Фундаментальных причин для резких изменений нет, поэтому, скорее всего, в сентябре мы увидим стабилизацию, а более четкая тенденция будет заметна лишь в октябре-ноябре», — рассуждает банкир.
Вывод средств из фондов, инвестирующих в Россию, уже превысил показатели пика кризиса 2008 года, напоминает Максим Лобада, аналитик ФГ БКС. Поэтому, скорее всего, официальные прогнозы будут в скором времени пересмотрены в сторону увеличения оттока с формулировкой «неблагоприятная ситуация на мировых рынках капитала». «Если же параллельно с ухудшением ситуации на рынках, упадут цены на нефть до уровня 70 долларов за баррель, то отток капитала уже не будет закрываться положительным счетом текущих операций», — предупреждает аналитик.
Чистый вывоз составит минимум 35 млрд долларов
В Центробанке и Минэкономразвития не ждут по итогам 2011 года позитивных результатов по притоку капитала. Так, после масштабного оттока средств за первые три месяца года глава Банка России Сергей Игнатьев заявил, что и за год в целом будет зафиксирован чистый вывоз частного капитала. ЦБ ориентируется на 35 млрд долларов оттока. В этом же диапазоне находятся прогнозы и Минэкономразвития — 30—40 млрд долларов выведенных средств.
«Опыт показывает, что в подобных вопросах официальные прогнозы занижаются в 1,7—2 раза, — говорит Шибанов. — Достаточно вспомнить прогноз оттока капитала в 2010 году, который должен был составить 22 млрд долларов, тогда как реальная цифра — 38,3 млрд долларов. И в 2011 году история повторится. Будет хорошо, если отток капитала не превысит показатель 2009 года в 60 млрд долларов».
Вне зависимости от того, ускорится ли дальнейший отток из страны или нет, прогнозы и ЦБ, и Минэкономразвития однозначно будут превышены, считает и аналитик ФГ БКС Максим Лобада. «Прогнозы Минэкономразвития исходят из предположения, что российская экономика будет развиваться быстрее мировой, что спорно в долгосрочной перспективе», — отмечает аналитик.
«В 2011 году рубль превращался в валюту финансирования»
К концу года все более явным станет ухудшение экономических показателей России, считает Игорь Шибанов из ПРБ. «Рост ВВП за год не дотянет до ожидаемых 4,4%-4,5%, надежды на шести- или семипроцентную инфляцию вновь будут разбиты двузначной цифрой. Россия выглядит бедным родственником в семье развивающегося рынка, — пессимистично настроен финансист. — Прибавьте к этому недружелюбный инвестиционный климат с бюрократией и коррупцией, осенние политические риски и рост налогообложения с 26% (в 2010 году) до 34% — и все станет ясно».
Во время предыдущего кризиса российское правительство влило в систему порядка 1,5 трлн рублей ликвидности, напоминает Шибанов. «Эти деньги не попали в реальный сектор, но были размешены в облигации с низкой доходностью, — поясняет эксперт BFM.ru. — Ситуация в экономике характеризуется высокими сбережениями и низкой инвестиционной деятельностью, потому что рубли не нужны рынку. В 2011 году рубль явно превращался в валюту финансирования, а не валюту инвестиций. Компании берут кредиты в рублях и переводят их в валюту, чтобы заплатить долги или разместить за границей. Отсюда и отток капитала».
Наталья ИЩЕНКО