Как стало известно «Ъ», создающийся с лета Российский фонд прямых инвестиций (РФПИ) в августе 2011 года рекрутировал «стартовую» команду управляющих и уже ведет переговоры и с потенциальными соинвесторами, и с компаниями-«мишенями» для инвестирования. Пока планы РФПИ, дочерней компании ВЭБа, не удивляют: так, фонд может инвестировать в проекты группы En+ Олега Дерипаски, поддержать лесной бизнес клиента ВТБ, RFP Group, рассматривает проекты «Транстелекома» и «РусГидро». От сделок за пределами госсектора РФПИ не отказывается, но на ближайшие годы цель фонда — обеспечить партнерам стабильную доходность при невысоких рисках полностью вне государства — недостижима.
Как стало известно «Ъ», Российский фонд прямых инвестиций, созданный по инициативе президента Дмитрия Медведева для совместных с крупнейшими иностранными инвесторами вложений в крупные российские проекты на сумму до $50 млрд (госвложения составят до $10 млрд, на ближайшее время РФПИ будет располагать порядка $2 млрд собственных средств), в августе 2011 года сформировал большую часть команды и начал работу. По сведениям «Ъ», РФПИ, у которого пока нет офиса и который пока не имеет в штате никого, кроме его главы Кирилла Дмитриева, в августе обсуждал более десяти потенциальных проектов с общим объемом до $6,7 млрд. Часть из них в течение ближайших шести-девяти месяцев могут стать первыми сделками РФПИ.
Основу команды РФПИ (см. справку) составят хорошо известные инвестбанковскому сообществу люди. Так, РФПИ уже договорился о работе с Тагиром Ситдековым, ранее работавшим в группе A1, ведущим риск-менеджером «Тройки Диалог» Ричардом Огдоном, главой юридической службы РФПИ станет Михаил Иржевский из Freshfields. В РФПИ «Ъ» подтвердили имена всех набранных членов «стартовой» команды, пояснив, что на 80% она уже сформирована. После 1 октября, по данным «Ъ», фонд намерен сформировать и наблюдательный совет, впрочем, имена потенциальных членов неизвестны. Не разглашается и стоимость для РФПИ привлеченной команды. Как отметил партнер агентства Top Contact Артур Шамилов, для привлеченных к работе менеджеров такого высокого уровня, вероятно, кроме оклада и годового бонуса будет использована мотивация в форме carried interest (доля прибыли для управляющей компании и ее менеджмента после выхода из проекта и выплат инвесторам). «Это долгосрочная программа — обычно фонды осуществляют такие выплаты после завершения срока существования, то есть примерно после пяти-семи лет»,— пояснил он.
РФПИ с августа ведет переговоры не только с компаниями-«мишенями» для инвестирования, но и обсуждает проекты с потенциальными соинвесторами. Несколько проектов пришли в РФПИ из Внешэкономбанка. Среди частных инвестфондов, с которыми РФПИ ведет консультации, источники «Ъ» называют инвестиционную группу Apax Partners, а также китайский суверенный инвестфонд China Investment Corporation.
Активно работает РФПИ и с ВТБ — с большой вероятностью именно здесь может состояться одна из первых крупных сделок госфонда. РФПИ может предоставить группе En+ Group Олега Дерипаски до $500 млн — по следам аналогичной сделки с госбанком.
Источник «Ъ», знакомый с ходом переговоров сторон, утверждает, что фонду, как и ВТБ, предполагается продать миноритарный пакет акций. В июле банк приобрел 4,5% акций En+ за те же $500 млн. Пакет продавал «Базэл» господина Дерипаски, деньги пошли на погашение долга перед самим ВТБ. Однако в случае с РФПИ речь, вероятно, пойдет о дополнительных акциях. Если они будут проданы, исходя из той же оценки холдинга, доля ВТБ в результате снизится до 4,3%, а доля Олега Дерипаски составит 91,4%. Деньги РФПИ, уточняет собеседник «Ъ», планируется направить на развитие «сибирских проектов En+ в горнодобывающем секторе, металлургии и энергетике». Часть средств РФПИ может вернуть в ходе планируемого IPO En+. Однако размещение несколько раз откладывалось, новый срок и параметры размещения до сих пор не определены. В самой En+ отказались от комментариев.
Еще один крупный проект, обсуждающийся РФПИ,-финансирование проектов под государственным патронажем в лесной отрасли. Крупнейший в Сибири и на Дальнем Востоке лесопромышленный холдинг RFP Group (в него входят, например, «Дальлеспром» и «Амурское пароходство»), одним из крупнейших акционеров которого является совладелец Evraz Group Александр Абрамов, может получить от РФПИ $150—300 млн. Государство в холдинге напрямую не участвует, однако он постоянно работает с госбанками — ВЭБом и ВТБ. ВЭБ в декабре 2010 года предоставил RFP кредит почти на $100 млн, ВТБ финансировал покупку судов для пароходства и предоставлял гарантии предприятиям RFP.
Госхолдингу «Вертолеты России» РФПИ, по данным «Ъ», может выделить $200—300 млн. Это примерно половина суммы, которую компания надеялась привлечь в мае в ходе IPO в Лондоне. Однако размещение сорвалось, несмотря на публичное поздравление принца Уильяма со свадьбой, размещенное «Вертолетами России» в The Times, инвесторы не проявили энтузиазма и IPO отменили «
Примерно ту же сумму, около $200 млн, РФПИ, возможно, вложит в другую госкомпанию — ОАО РЖД. В монополии «Ъ» подтвердили, что находятся «в диалоге» с фондом, однако не смогли уточнить сроки и схему привлечения средств. В то же время руководство ОАО РЖД сейчас много говорит о нехватке средств на реализацию инвестпрограммы, в частности обсуждаются новые выпуски облигаций. РФПИ также обсуждает возможность соинвестирования в проекты других инфраструктурных госкомпаний — «РусГидро» и «Транстелекома».
В «стартовом пакете» переговоров РФПИ есть и возможные инвестиции в полностью частные компании за пределами проекта с En+. Так, по данным «Ъ», фонд рассматривает возможность соинвестирования в сеть клиник «Медси» (стоимость проекта — $200—400 млн). Возможно участие фонда в размере $200—300 млн в группе «Объединенные кондитеры». Ведутся переговоры по проектам в области управления отходами и в области энергоэффективности. Тем не менее пока крупнейшие партнеры по переговорам — госкомпании и крупные промышленные холдинги-клиенты госбанков.
Глава РФПИ Кирилл Дмитриев не подтвердил и не опроверг «Ъ» факты переговоров, ссылаясь на раннюю их стадию и конфиденциальность. Тем не менее ориентацию на крупные относительно низкорисковые проекты на первоначальном этапе работы фонда он не отрицает. «Нам необходимо обеспечить базовую доходность с минимальными рисками наших с партнерами вложений и возможность роста компаний в течение первых полутора-двух лет работы РФПИ — до появления первых результатов»,— пояснил он «Ъ». По его словам, в течение этого же срока РФПИ не намерен менять утвержденный принцип работы — прямые паритетные с инвесторами сделки в проектах. Предполагается, что суммы вложений сторонних структур и РФПИ будут равными. Создание же РФПИ фондов private equity с «автоматическим» инвестированием возможно лишь потом.
Так или иначе, стартовая ориентация РФПИ на проекты, связанные с государством, при ориентации на сверхкрупные «знаковые» для рынка инвестиции предсказуема. Степень огосударствления экономики в РФ, в том числе через операции госбанков, уже достаточно высока, чтобы альтернатив госсектору в РФ для фонда прямых инвестиций практически не было. Участие же в полностью частных проектах для РФПИ означало бы принятие недопустимых рисков. Поставленная перед командой Кирилла Дмитриева задача — продемонстрировать партнерам возможность приемлемо зарабатывать в России прямыми вложениями при невысоких рисках — при большом удалении от госсектора сейчас маловыполнима.
Дмитрий БУТРИН, Владислав НОВЫЙ, Роман АСАНКИН, Ирина ПАРФЕНТЬЕВА