Во вторник в эфире радиостанции «Эхо Москвы» зампред ВТБ 24 Ирина Бушева обнародовала окончательные итоги «народного» IPO ВТБ. Именно ее подчиненные занимались консультированием потенциальных владельцев акций ВТБ, оформлением их заявок и дальнейшим подсчетом количества акций для каждого частного инвестора. По подсчетам Ирины Бушевой, из 134 371 заявки, поданной физлицами на покупку акций ВТБ, 4588 заявок осталось не удовлетворено. Основной причиной их отсева она назвала полную или частичную неуплату денежных средств за акции. У инвесторов же, которые, начиная с прошлой недели, звонят в редакцию «Коммерсанта», другая версия.
Все они говорят: после подведения итогов IPO ВТБ проинформировал их, что заявки оказались неправильно заполненными. У одного из заявки выпал целый лист. У другого инвестора, заполнявшего заявку под руководством «очень милой и трогательной офисной барышни», оказалась незаполненной графа с его паспортными данными. А третьего забыли предупредить, что после подачи заявки ее нужно оплатить.
Перед началом проведения «народного» IPO ВТБ в офисах ВТБ 24 к приему желающих вложиться в акции подготовились основательно. Помимо действующих отделений специально на период приема заявок открыли офисы продаж на Манежной площади и Мясницкой улице, а для консультирования простых граждан наняли дополнительный персонал. Брали не только студентов экономических вузов, кто по роду своей учебы понимал что-либо в акциях. Одна из временных сотрудниц ВТБ 24 говорит, что для поступления на работу требовался диплом государственного вуза, «а еще общительность, энергичность и молодой возраст». На обучение временных консультантов IPO банк потратил целый день: им рассказали об истории ВТБ, дали определение ценных бумаг и провели курс общения с клиентами банка в стрессовых ситуациях.
Не прошло и дня после начала торговли акциями ВТБ, как министр экономического развития Герман Греф отчитался президенту об отличных результатах размещения ВТБ. Господин Греф рассказал президенту о росте котировок акций ВТБ, особенно отметив, что остальной рынок в это время падает.
Инвесторы, чьи заявки на покупку акций ВТБ удовлетворил, услышав о росте котировок, решили акции продать. На языке биржевых игроков — «зафиксировать прибыль». Однако в офисах ВТБ 24 «энергичных и общительных девушек» уже не оказалось — нанимали их лишь на месяц приема заявок. «В банке никто уже не консультировал»,— пожаловался мне один из «народных» инвесторов.
По подсчетам фонда «Общественное мнение», на начало весны этого года накопления россиян равнялись примерно 400 млрд. рублей, то есть более 15 млрд. долларов. На SPO Сбербанка граждане потратили около 500 млн. долларов, благодаря рекордным затратам на рекламу ВТБ продал населению свои акции на 1,5 млрд. долларов. Так что деньги у населения еще остались, и ажиотажный спрос на бумаги ВТБ показал, что россияне вновь готовы «играть в азартные игры с государством».
Заслушав доклад господина Грефа, президент посоветовал правительству продолжить практику «народных» размещений. Продать действительно есть чего. Вот, например, гендиректор «Аэрофлота» Валерий Окулов на встрече с редакцией «Коммерсанта» пообещал провести еще одно «народное» IPO. Однако история и с размещением акций Сбербанка (его часто критиковали за плохую организацию), и с IPO ВТБ показывает, что проводить «народные» IPO безболезненно для народа еще надо подучиться.
Юлия ЧАЙКИНА