Примерно раз в год предпринимаются попытки внести в Госдуму законопроекты, призванные ограничить хождение в России наличных денег в пользу развития электронного оборота в рамках создаваемой сегодня Национальной платежной системы.
Минфин идею принудительного ограничения хождения на территории России наличных денег не поддерживает. Об этом на днях заявил заместитель министра финансов Алексей Саватюгин.
Россия должна переходить на безналичные расчеты естественным путем, то есть платить картами должно становиться все удобнее и безопасней. При этом платежи безналом должны становиться дешевле, отметил Алексей Саватюгин. Именно поэтому Минфин не поддерживал и никогда не станет поддерживать любые попытки законодательно ограничить хождение наличных денежных купюр.
«Если потребитель не видит цены платежа картой в торгово-сервисной сети, то это не означает, что эта транзакция бесплатна. За то, что предприятие торгово-сервисной сети оборудуется техникой для приема карточек, платит само предприятие. И также оно платит определенный процент от суммы покупки по карте банку, обслуживающему прием карт — за так называемый эквайринг», — объяснил преподаватель Института фондового рынка и управления Дмитрий Бобров.
На съезде Ассоциации региональных банков, который прошел в конце прошлой недели, активно дискутировался вопрос о том, что для роста оборота безналичных платежей банки должны снижать свои комиссии по обслуживанию торговых сетей. Именно большой процент за такую услугу тормозит развертывание приема карт в оплату, например, автомобилей, так как салоны вынуждены изрядный кусок стоимости машины отдавать банку при оплате покупки картой.
«Вопрос о снижении стоимости эквайринга необходимо рассматривать вкупе с обязательством компании показывать определенный уровень оборота по своим электронным банковским операциям. Если услуги оплаты безналичными средствами будут выгодны клиентам и помогут торговым сетям повысить свои обороты, то все будут в выигрыше, несмотря на отмеченное в этом году повышение комиссии за проведение подобных операций. К тому же переход на безналичную оплату позволит компаниям сократить расходы на инкассацию и документооборот. Нужно подходить к вопросу комплексно», — считает заместитель руководителя департамента торговых операций ФГ БКС Евгений Студеникин.
«Хочу отметить также, что в начале сентября Минфин добился признания недейстительным указа президента России Бориса Ельцина от 1992 года о лимитах на объем наличных денежных средств в кассах предприятий. Этот указ как раз и был первым документом в России, когда власти пытались законодательно ограничить наличный оборот», — заявил Саватюгин. По его словам, история показала, что принудительные меры никогда не бывают эффективными, поэтому теперь предприятия могут руководствоваться здравым смыслом в вопросе установления суммы наличности в кассе.
«Это положительное изменение, оно позволит более рационально распоряжаться денежными средствами. Лежащие в сейфе деньги не приносят доход, они должны работать. Их можно положить на депозит, дать в кредит, увеличить оборотный капитал и направить еще на массу полезных операций. Однако если предприятие ожидает, что потребуется большой объем наличности, оно сможет внести его в кассу без каких-либо проблем и возможных санкций со стороны регулирующих органов», — отмечает Студеникин.
Елена ГОСТЕВА