Тональность высказываний канцлера ФРС Ангелы Меркель становится все более угрожающей для членства Греции в еврозоне. Недавний проигрыш правящей партии — «Христианско-демократического союза» (ХДС) — на региональных выборах в Германии заставляет ее быть более жесткой в защите интересов своего электората. А еще в начале лета Меркель и Саркози призывали к скорейшему принятию новой программы помощи Греции с привлечением к этому процессу частных инвесторов.
К концу лета — началу осени все чаще стали звучать совсем иные предложения. Главы двух сильнейших в Европе государств отказались от проталкиваемого рыночными спекулянтами предложения по выпуску единых еврооблигаций еврозоны, а также от увеличения объема европейского фонда финансовой стабильности EFSF. Более того, были высказаны предложения о принятии к середине 2012 г правил по ограничению долга для стран еврозоны. Саркози и Меркель даже призвали к более сильному управлению еврозоной (читай, контролю сильными странами-донорами слабых стран-рецепторов).
Звучат заявления о том, что проблемы одной страны угрожают валюте всей еврозоны. Меркель заявляет, что власти ЕС сталкиваются с историческими вызовами, а все мы живем в ненормальное время. И как венец всего глава ФРГ прямо предупреждает о возможности выхода Греции из еврозоны и говорит, что «предыдущее правительство приняло Грецию в еврозону вопреки здравому смыслу».
Значит, не получается у Европы справиться даже с долгами Греции (около 350 млрд евро). При этом та же Меркель заявляет, что выход Греции из еврозоны грозит последней эффектом домино, когда за Грецией последуют другие PIGSы… Поэтому она все еще делает оговорки, заявляя, например, что решение Федерального конституционного суда Германии о признании законности решения об оказании финансовой помощи Греции подтверждает позицию властей крупнейшей европейской экономики, считающих необходимым демонстрировать солидарность с другими странами региона.
«Евро является гарантом объединенной Европы, — сказала Меркель. — Если не станет евро, произойдет коллапс Европы». Но кто сказал, что евро исчезнет, если Греция с ее 2% ВВП всей еврозоны откажется от этой резервной валюты? Наоборот. Тогда и фонд (EFSF) можно будет нарастить и расходовать с большей эффективностью, поддерживая Португалию, Испанию и Италию — они пока выглядят понадежнее Греции.
Выход Греции из еврозоны будет, безусловно, шоком для евро, не исключено, что он «в моменте» обвалится до паритета с долларом. Однако в долгосрочном плане это безусловный «плюс» для европейской валюты. Очищение еврозоны от слабых звеньев скажется на ее здоровье, как отсечение сухих ветвей сказывается на здоровье дерева. Евро впоследствии может восстановиться до максимальных отметок в районе $1,6, достигнутых накануне кризиса 2008 г.
Но есть и другая крайность — отказ Германии от помощи слабым звеньям и ее возврат к марке. Подобные слухи иногда возникают на рынках (возможно, это «пробные шары»). Такой поворот означает крах единой валюты и постепенное забвение эксперимента под названием «еврозона»… Однако это более катастрофический вариант для истории, поэтому Меркель или ее последователь, скорее, выберет тихий уход Греции «на все 4 стороны».
Уже сейчас, видимо, оцениваются последствия выхода Греции из еврозоны и опасности, которые он таит для рынка сбыта продукции Германии и Франции, если выход станет прецедентом для слабых стран еврозоны.
Для Греции возврат драхмы и ее резкая девальвация будут означать обесценивание госдолгов (доходность по ним уже и так зашкаливает — около 80% годовых по однолетним бумагам — как в России в 90-е перед кризисом 1998 г). Впрочем, это облегчит финансовое положение страны — дешевые долги легко скупить и погасить.
Однако возврат к девальвированной драхме приведет греков к социалистической формуле жизни: «от каждого по способностям, каждому по труду» в пику действовавшей до кризиса коммунистической: «от каждого по способностям, каждому по потребностям», когда они устраивали себе уровень жизни, сравнимый с германским. Тогда они и задумаются, что лучше — утрата суверенитета или независимая жизнь, но «каждому по труду».
Дмитрий МАЙОРОВ