ЕЦБ в четверг оставил основную процентную ставку на уровне 1,5%, однако понизил свой прогноз роста экономики зоны евро. Этим банк признал, что ужесточение монетарной политики в этом году было ошибочным. Пока речь идет лишь о том, что ставка перестанет расти, но если экономический рост замедлится, то вероятно и ее снижение, считают эксперты.
Вчерашнее решение ЕЦБ было ожидаемым — все 57 экономистов, опрошенных Bloomberg, не рассчитывали на мгновенную смену вектора монетарной политики. Однако на пресс-конференции по итогам заседания председатель совета ЕЦБ Жан-Клод Трише заявил, что экономика зоны евро столкнулась «с необычайно высокой неопределенностью и усилившимися рисками на снижение». ЕЦБ понизил прогноз по росту ВВП в зоне евро в этом году с 1,1,5—2,3 до 1,4—1,8%, в следующем — с 0,6—2,8 до 0,4—2,2%. В то же время он отметил, что инфляция «более или менее сбалансирована» и, по прогнозу, снизится с 2,5—2,7% в этом году до 1,2—2,2%.
После продолжительного периода снижения ставок с 2008 года ЕЦБ в этом году поменял стратегию и дважды повысил их — в апреле и июле. Однако с момента последнего изменения стоимости заемных средств в Европе долговой кризис перекинулся с Греции, Ирландии и Португалии на более крупные экономики Италии и Испании. Кроме того, инвесторы всерьез озаботились состоянием европейских банков, что привело к обвалу их акций и проблемам с финансированием.
Многие экономисты назвали последние действия ЕЦБ неверными. «ЕЦБ совершил величайшую ошибку в своей истории, повысив ставки в этом году. Они только увеличивали суверенные проблемы. Они создали еще больше банковских проблем», — заявил во вторник в интервью Bloomberg профессор Нью-Йоркского университета Нуриэль Рубини. Нобелевский лауреат Джозеф Стиглиц также призывал ЕЦБ отказаться от взятого курса и снизить стоимость заемных средств в зоне евро.
За снижение ставки рефинансирования выступает и теневой совет ЕЦБ — экспертный орган из 15 экономистов, созданный по инициативе Handelsblatt в 2002 году. «ЕЦБ поднял ставку потому, что исходил из того, что экономика продолжит восстанавливаться. Сейчас эта позитивная картина развития конъюнктуры претерпела кардинальные изменения», — считает главный экономист хедж-фонда Tudor Group Энджел Юбид. С ним согласен и директор Института экономических исследований IMK из Дюссельдорфа Густав Хорн: «Опасность рецессии вполне реальна, и только ЕЦБ имеет сейчас возможность противостоять ей».
Снижения ставки рефинансирования в Европе ждут и инвесторы. Рыночные индикаторы, в частности ставки Eonia, свидетельствуют о том, что ЕЦБ с вероятностью в 92% снизит стоимость заемных средств на 25 базисных пунктов уже в ноябре, сообщила The Financial Times. «Новая оценка ситуации ЕЦБ свидетельствует скорее о стабильных ставках в обозримом будущем, нежели об их снижении. Однако ссылка на неопределенность в паре с обещанием пристально следить за всеми подвижками свидетельствует о том, что снижение ставки может стать возможным, если экономические перспективы ухудшатся намного сильнее, чем ожидает сейчас ЕЦБ», — считает экономист Berenberg Bank Хольгер Шмидинг.
Зоне евро необходим «бюджетный царь»
Европе нужен «бюджетный царь», который сможет влиять на налоги и расходы стран зоны евро и в конечном счете выносить решение о том, может ли страна остаться в валютном союзе или ее нужно исключить. С такими предложениями выступил в The Financial Times голландский премьер Марк Рютте. По его словам, бюджетного координатора необходимо наделить полномочиями наказывать страны, регулярно нарушающие бюджетную дисциплину. Те же страны, которые с подобной системой несогласны, по логике
Андрей КОТОВ