Как узнать, когда в экономике наступит стабильность? Что будет с Россией? Когда покупать облигации? Распадется ли еврозона? Остались ли в мире надежные гособлигации? Сегодня обо всем это журналистам рассказали лучшие умы Citi — главный экономист Citi, профессор Лондонской школы экономики Уиллем Баутер; главный экономист по России и СНГ Элина Рыбакова; главный аналитик по стратегии Кингсмилл Бонд; руководитель глобального управления по стратегии на долговых рынках Мэтт Кинг и директор по стратегии на развивающихся рынках Эндрю Хауэлл.
Ниже самые важные тезисы их выступлений:
— Будет ли двойная рецессия? Вряд ли. Выход из финансовых кризисов, подобных пережитому миром в 2008 году, обычно напоминает букву U с плоскими «лапками», но не W, и исключений из этого правила почти нет. После выхода из такого кризиса экономика растет медленными темпами в течение длительного времени, может быть, и десяти лет.
— Новая норма: в мире больше нет абсолютно надежных суверенных обязательств. Только Германия из развитых экономик может остаться более-менее надежной (с рейтингом AAA). Банкам и финансовым рынкам придется научиться жить в мире без safe asstes. Но может быть это возвращение к исторической норме, а как раз высокая кредитоспособность развитых экономик после Второй мировой была отклонением?
— Баутер о свежей идее спасения Греции: «Ввести греческую драхму вместо евро, установить обменный курс драхма/евро, и все новые контракты заключать в драхмах? Креативная идея!» Аналитики Citi дружно смеются, а Баутер замечает, что все же существующие вещи (в том числе евро) безопаснее того, что еще только надо будет придумать (драхма). «Реструктуризация долга Греции это, по сути, списание долга Греции, только слово помягче», — продолжает Баутер. Все понимают, что Греции без этого не обойтись. Но нет научной формулы, сколько процентов долга списать. Это политическое решение. Оно определяется тем, насколько готовы греки ограничить свои расходы.
— Пока у инвесторов не будет четкого понимания политики властей, они не будут покупать акции. Надо подождать, пока на мировых рынках не появится ясность. Мы считаем, что равновесная цена нефти — $80 за баррель. Если она установится, то это сигнал, что наступила стабильность.
— Сейчас хорошее (возможно, лучшее) время покупать облигации EM. А вот акции находятся в середине 9-месячного периода падения.
— О России. Среди развивающихся рынков по экономическому росту наша страна находится в нижней половине, что разочаровывает, учитывая предыдущие показатели роста, качество трудовых ресурсов и возможность технологических инноваций. Чтобы темпы роста ВВП РФ увеличились с 4% до 7%, надо увеличить инвестиции — повысить эффективность государственных инвестиций и привлечь частные, улучшив деловой климат. Налоговая политика должна быть совместима с задачей роста экономики, хотя в таком случае будет меньше возможностей для социальных расходов. Citi рассматривает три варианта экономического развития РФ — стагнация, радикальные экономические реформы и постепенные реформы. Постепенные реформы наиболее вероятны вне зависимости от того, Путин, Медведев или
— Между СССР и еврозоной есть сходство. После распада Союза центробанки бывших союзных республик стали выпускать собственные деньги. В результате рублевая зона распалась. Пойдет ли еврозона по пути СССР? Еврозона более гибкая конструкция по сравнению с СССР, поэтому у нее больше шансов выжить. Предоставив отдельным ЦБ в еврозоне выдавать кредиты коммерческим банкам, ЕЦБ создал нечто подобное параллельным эмиссионным центрам, появившимся после распада СССР. «Всякое бывает, страны разваливаются, но не думаю, что это произойдет в ЕС. Там все-таки принимаются более элегантные решения», — думает Баутер.
— Немного цифр: развитые экономики уже составляют менее 50% мирового ВВП по паритету покупательской способности. Правда, по рыночным курсам — все еще более 60%. Доля ЕС в мировой торговле — около 13%, доля США — около 11%, Китая — около 10%. Доля доллара в мировых золотовалютных резервах — 61%, евро — 26%, фунта и иены — по 4%, швейцарского франка — 0,1%. Рост мировой экономики в этом году — 3,1%, в следующем — 3,2%. Китай обеспечивает 1/3 роста мировой экономики.
Николай ДЗИСЬ-ВОЙНАРОВСКИЙ