Глава Сбербанка Герман Греф и вице-премьер, министр финансов Алексей Кудрин в субботу побывали на 20-летии Леонтьевского центра, где рассказали о своем видении текущей ситуации в мировой экономике. По мнению
Вторая волна
По мнению Германа Грефа, основной проблемой текущей ситуации в мировой экономике является боязнь принятия решений и неясность того, как будет развиваться ситуация в будущем. «Все правительства мира сейчас как первокурсники, которым придется сдавать экзамены», — заявил глава Сбербанка. Причем в отличие от предыдущих кризисов сейчас наименее предсказуема ситуация в развитых, а не развивающихся странах.
Так, перед руководством Евросоюза стоит дилемма — помогать или нет южноевропейским странам, в частности Греции. «Проблема юга Европы — это проблема наступления коммунизма до того, как они прошли стадию социализма, лозунгом которого было: «С каждого по способностям, каждому по труду», — иронизирует
Источником мировых проблем выступают не только экономики Старого Света. «Если в Европе проблемы более острые, то в США они более фундаментальные», — поделился оценкой Алексей Кудрин. Соединенные Штаты не изменили модель своего развития, «мотор американской экономики пока не заработал и находится под капельницей». «У мировой экономики сейчас нет якоря», — соглашается Герман Греф. Именно поэтому прогнозы развития ситуации у российских реформаторов нерадужные. Так, Алексей Кудрин считает, что вероятность второй волны кризиса сейчас выше, чем летом. «Если летом на Петербургском экономическом форуме я оценивал вероятность второй волны кризиса в 25%, то сейчас этот процент больше», — отмечает глава Минфина. Правда, насколько больше, он говорить не стал.
Профессия «стрелочник»
России в таких условиях придется смириться с двумя факторами. Во-первых, не рассчитывать на дальнейший рост цен на нефть. Во-вторых, в условиях отсутствия профицита бюджета Центральному банку придется кардинально менять свою политику. ЦБ не сможет предлагать ликвидность рынку только за счет скупки валюты, говорит Герман Греф. В таких условиях экономический рост в РФ возможен только с ростом инвестиций, а для этого необходимо создание привлекательного инвестклимата.
Перед правительством России, которое будет сформировано после президентских выборов и будет работать шесть лет, стоит два принципиальных вопроса, отмечает глава Сбербанка. «Первый: понятно ли, что нужно делать? В отличие от ситуации 1998 года мы это очень хорошо понимаем», — ответил он. А вот на второй вопрос — понимаем ли мы, кто является бенефициаром этих реформ, — положительного ответа нет, продолжает глава Сбербанка. Реформы рынка труда, медицинской помощи, пенсионной системы столкнутся с жесточайшим противодействием населения. Поэтому главный вопрос, который стоит перед политиками, — как после сделанного переизбраться на новый срок, заключает
Находить ответ на этот вопрос в России, да и, похоже, не только в ней уже давно научились. «В нашей стране есть самая главная профессия за довольно длительный исторический период времени. Это человек, который отвечает за все, — говорит Герман Греф. — Эта профессия — нет, не президент, а… «стрелочник». «Очень надеюсь, что популярность этой профессии упадет», — с надеждой закончил свое выступление предправления Сбербанка.
Алексей Кудрин был менее оптимистичен: «Если у нас
Бюджет балансируется при 109 долларах за баррель нефти
Цена сбалансированности российского бюджета — 109 долл. за баррель нефти, заявил в субботу министр финансов Алексей Кудрин. Он напомнил, что ранее предполагалось, что бюджет 2011 года будет сведен с дефицитом 1,3%, однако «с учетом хорошей работы экономики, дополнительных доходов, причем не только нефтяных», предполагается, что бюджет 2011 года будет бездефицитным.
Алексей Кудрин также отметил, что ранее предполагалось, что бюджет РФ на 2011 год будет сбалансирован при цене на нефть 115 долл. за баррель. В 2012 году предполагается снижение цены на нефть до 100 долл. за баррель, в 2013 году — 1,6% ВВП, в 2014‑м — 0,7%. В 2015 году планируется переход к бездефицитному бюджету и при более низких ценах на нефть.
По данным Алексея Кудрина, зависимость российской экономики от мировых цен на нефть растет последние десять лет. Если в 2000 году ненефтегазовый дефицит (то есть дефицит, посчитанный без учета доходов от продажи углеводородного сырья) составлял 1% ВВП, то в 2005 году он был уже 3,5% ВВП, в 2008-м — 6,5%, а в 2009—2010 годах — 12% ВВП.
Андрей ЖУКОВ