Неделя для рынков Европы, а вслед за ними и российского, началась с паники. Вопрос для инвесторов уже не в том, когда Греция объявит дефолт, а в том, что делать после. Германия разрабатывает план по спасению своей банковской системы на случай дефолта, под угрозой и рейтинги крупнейших французских банков — их грозит снизить агентство Moodys.
Долги стран еврозоны скоро превысят их совокупный ВВП: по обнародованным вчера Еврокомиссией оценкам, к концу года соотношение достигнет 87,9%. Биржи, впрочем, больше волнуют сиюминутные проявления долгового кризиса. Продавать все, что можно, вчера инвесторов заставляли слухи о надвигающемся дефолте Греции и растущих проблемах европейских банков. В итоге Euro Stoxx 40 обвалился на 3%, французский CAC 40 потерял 3,1%, английский FTSE 100—1,3%. Упали и российские биржи: ММВБ — на 1,65%, а РТС — на 3,6%.
Еще в прошлый четверг в СМИ появилась информация, что правительство Ангелы Меркель готовит план спасения немецких банков, активно кредитовавших греческую экономику. Очевидно, что они неминуемо пострадают, если Афины не смогут платить по долгам. Это означает, что Германия, фактически ответственная за принятие решений в ЕС, допускает возможность греческого дефолта. Министр экономики Германии Филипп Рослер в своей статье для газеты Welt заявил, что никаких ограничений при обсуждении путей нормализации ситуации в Греции быть не может. В том числе надо обсуждать и дефолт.
Все понимают, что жертвами греческого дефолта станут крупнейшие европейские банки. Вчерашних слухов о том, что Moodys может снизить рейтинг трех крупнейших французских банков — BNP Paribas, Societe Generale и Credit Agricole, — оказалось достаточно, чтобы акции этих банков упали в среднем на 10%.
Сейчас достаточно трудно оценить воздействие греческого дефолта на экономику ЕС, пояснил «МН» Александр Эбертс, экономист немецкого института Ifo Institute, специализирующийся на государственных финансах. Последствия будут полностью зависеть от того, как произойдет дефолт — будет ли это скоординированное действие или нет. Но крупные немецкие и французские банки представляются немецкому экономисту достаточно сильными, чтобы пережить греческий дефолт. Очевидно, что последствием дефолта станет ухудшение ситуации для Италии, Португалии и Испании, отмечает Эбертс. Заимствования для них станут еще дороже, а значит, и увеличатся расходы на рефинансирование долга. Вчера Reuters сообщил, что Moodys уже на этой неделе может снизить рейтинг Италии с нынешнего Aa2. О такой возможности агентство предупреждало еще в начале лета.
От дефолта Греции сильнее всего пострадает ЕЦБ, который набрал большой объем греческих долгов, указывает глава аналитического отдела казначейства Сбербанка Николай Кащеев. Дефолт будет иметь значительный психологический эффект — сложится ситуация, когда никто никому не верит. Банкам придется списать греческую задолженность как потери, добавляет Алексей Девятов из «Уралсиб Кэпитал». «То, что творилось сегодня на рынках, — это цветочки по сравнению с тем, что будет, если произойдет дефолт», — уверен Девятов. «Сейчас Грецию от дефолта удерживает политическая воля, так как технически Греция уже неплатежеспособна», — указывает Эбертс. Произойдет ли греческий дефолт или нет, зависит от политического решения стран — членов ЕС.
Проблема еще и в том, что антикризисные меры, рекомендованные финансовыми властями ЕС, — сокращение расходов и увеличение налогов — подвергаются жесткой критике. То, что требуют от Греции, Италии, Испании и других стран, — прямой путь к рецессии, уверен Кащеев. Европейские чиновники выбрали самый вредный для экономики вариант. Греции даже самые мягкие меры по сокращению бюджетного дефицита не помогут выйти из рецессии — долг уже слишком высок. Без его сокращения, пусть даже ценой дефолта, рост не ускорить.
Нобелевский лауреат экономист Пол Кругман в своих последних комментариях подчеркивает одну и ту же мысль: развитым странам, таким как Германия и Франция, которые пока далеки от угрозы дефолта и могут позволить себе заимствования, стоит отложить планы бюджетной экономии. Главное — стимулировать экономический рост. Эксперты ЮНКТАД в последнем докладе о торговле и развитии также призвали отказаться от жесткой экономии и перейти к стимулированию экономики. Между тем последние данные по ВВП Германии говорят о том, что его рост практически прекратился: во втором квартале он составил всего 0,1%.
Ольга ШАМИНА