По итогам 2006 года доходность от управления золотовалютными резервами (ЗВР) России, исходя из данных годового отчета Банка России, составила почти 3,13%, или более чем 5,3 млрд долл. Доходность по итогам года оказалась немного хуже, чем по итогам первого полугодия, когда ЦБ показал доходность от управления ЗВР 3,26% годовых. Это связано прежде всего с введением во втором полугодии 2006 года в операционный портфель ЦБ иены и увеличения доли евро. При этом чтобы повысить доходность от управления ЗВР, Банку России пришлось нарушить собственные нормы.
По итогам года, исходя из данных ЦБ, доля иены в активах ЗВР составила около 2,5%, при этом доходность от инвестиций в эту валюту не превысила 0,5%. В итоге доходность операционного портфеля ЗВР по итогам 2006 года снизилась до 3,4% годовых, по сравнению с почти 3,8% годовых по итогам первого полугодия. Не смогла перекрыть это даже выросшая доходность инвестиционного портфеля, которая за год составила 2,05% против 0,7% годовых по итогам первых шести месяцев прошлого года.
На основе годового отчета ЦБ можно сделать вывод о сокращении в активах ЗВР доли наиболее доходной валюты — доллара — до 40—45%. Долларовые активы в операционном портфеле ЗВР показали по итогам года доходность 4,99% годовых против 4,56% годовых по итогам первых шести месяцев, а в инвестиционном портфеле — 4,12% годовых против 1,48% годовых соответственно. По итогам года доходность евро в операционном портфеле ЗВР составила 2,95% годовых против 2,58% годовых за первое полугодие 2006 года, а в инвестиционном портфеле — 1,15% годовых против отрицательной доходности 0,5% годовых, показанной за первые шесть месяцев 2006 года.
Рост доходности долларовой части по итогам года был связан с увеличением в оперативном портфеле более высокорискованных бумаг, при этом ЦБ пошел на нарушение им же самим установленных норм. «Отставание от доходности соответствующего нормативного портфеля было частично сокращено за счет размещения части средств операционного портфеля в долларах США в негосударственные дисконтные ценные бумаги в большей пропорции, чем доля этих ценных бумаг в нормативном портфеле», — говорится в годовом отчете Банка России. В результате по итогам третьего квартала доля бумаг категории А в ЗВР увеличилась с 11 до 17%, а в четвертом квартале до 21,4%. В то же время доля бумаг категории АА за второе полугодие сократилась с 51 до 42,5%, а бумаг категории ААА с 38 до 36,1%.
Однако достичь формально заявленной цели ЦБ так и не удалось, так как по итогам года доходность долларовой части операционного портфеля отставала от нормативного уровня, определяемого ЦБ, на те же 0,02 процентного пункта, как и в первом полугодии. Покрыть же сокращение доходности долларовой части за счет использования вложений в более высокорискованные бумаги ЦБ не смог. На вопрос, насколько было необходимо превышать уровень нормативного портфеля по корпоративным ценным бумагам, зампред Банка России Константин Корищенко отвечать отказался.
По мнению главного экономиста Deutsche UFG Ярослава Лиссоволика, деятельность ЦБ при управлении ЗВР сейчас направлена на структурирование валютной корзины в соответствии с российскими торговыми потоками и на ее диверсификацию для снижения рисков, поэтому «доходность, показанную ЦБ, можно оценить позитивно». Главный экономист банка HSBC Александр Морозов также соглашается, что доходность, которую показал ЦБ по управлению ЗВР, в целом соответствует конъюнктуре рынка, но «данные о превышении нормативов по более высокорискованным бумагам в структуре долларового оперативного портфеля все же смущают. Это говорит об ухудшении качества управления активами».
Борис ДЕРЕВЯГИН