Показания наших монетарных властей относительно финансово-экономической ситуации разошлись. Так, глава Минфина Алексей Кудрин предполагает, что вторая волна кризиса уже практически омывает пороги. О чем и заявил на международном банковском фестивале, который проходит в эти дни в Черногории.
Совершенно иной позиции придерживается первый зампред ЦБ Алексей Улюкаев. Он настолько уверен, что все будет хорошо, что сделал неожиданное заявление: Центробанк может полностью отказаться от влияния на валютный курс уже в следующем году. Как отметил Улюкаев, сейчас Банк России готовит основы денежно-кредитной политики на 2012—2014 годы, куда закладывает весьма либеральные принципы. В частности, регулятор собирается совсем отказаться от валютных покупок и, возможно, уже в 2012-м перейти к инфляционному таргетированию (предполагает управление инфляцией за счет изменения ставки рефинансирования). Что возможно, только если на финансовых рынках установится стабильность.
Как рассказал первый зампред ЦБ, единственным источником пополнения международных резервов страны должны стать инвестиции в надежные иностранные активы. По прогнозам Центробанка, в следующие три года резервы будут расти на несколько десятков миллиардов долларов в год только за счет повышения ставок на международных рынках.
— При устранении ЦБ с валютного рынка изменения резервов действительно станут возможными лишь за счет доходов от их размещения, — говорит главный экономист ING Банка Дмитрий Полевой. — Резервы Банка России размещаются в госбонды стран с высоким кредитным рейтингом и частично в золото. Учитывая возможный уровень доходности по таким инструментам, прогноз дохода, о котором говорит Улюкаев, выглядит вполне реалистичным.
Международные резервы России с 2010 года постоянно увеличиваются. К 1 сентября 2011 года по объему мы почти приблизились к докризисному сентябрю 2008-го. Если тогда наблюдался максимум в $596,6 млрд, то сейчас немногим меньше — $545 млрд. А в золоте резервы и вовсе показали положительную: с $13 млрд в 2008 году до $48,6 млрд в 2011-м.
Но как и прежде, единственным источником происхождения этих несметных богатств были высокие цены на нефть. Они естественным образом укрепляли рубль, что было невыгодно российским экспортерам. ЦБ регулярно выкупал на внутреннем рынке валюту, снижая напряжение на валютном рынке и поддерживая отечественного производителя.
В нынешней же ситуации в валютных интервенциях Центрального банка, в общем-то, нет необходимости. Текущий счет в профиците, есть шанс свести дефицит бюджета в ноль. Нефть не то что не дорожает, к чему за последний год все уже успели привыкнуть, но и наоборот, становится все более дешевой. Естественных предпосылок к укреплению рубля не наблюдается.
Но сохранится ли такая ситуация в дальнейшем? Прогнозы ЦБ охватывают не только 2012-й, но и период с 2013 до 2015 год. В Банке России, похоже, уверены, что вторая волна кризиса нас не затронет или затронет только по касательной. Дефицит бюджета станет уменьшаться, а инвестиции не будут утекать быстрее, чем обычно. По прогнозу Минфина, дефицит бюджета в 2012 году составит всего 1,5% ВВП вопреки прогнозу 2,7%, в 2013 году — 1,6%, а в 2014 — всего 0,7%.
— В текущий момент отмена валютного регулирования со стороны ЦБ выглядит очень даже логичной, — считает банковский аналитик ИК «Велес-Капитал» Юрий Кравченко. — Рубль и так будет слабеть, и валютных покупок не понадобится. Но 2015 год — это далекая перспектива. Учитывая нестабильность ситуации, непонятно, удастся ли наращивать резервы только за счет инвестирования.
Центробанк в своих прогнозах исходит из оптимистического сценария: мировая экономика выйдет из стагнации, начнет развиваться, монетарная политика развитых стран ужесточится, ставки поднимутся, а мы получим свой профит, добавив к резервам несколько лишних миллиардов. Управлять инфляцией, за которую у нас отвечает ЦБ, регулятор планирует за счет изменения ставки рефинансирования: при сильном росте цен закручивать гайки и увеличивать ставки, при отступлении инфляционных рисков — снижать. Такая политика, по прогнозу Алексея Улюкаева, кардинальным образом изменит ситуацию с рефинансированием. Если сейчас Центробанк кредитует банки на несколько сотен миллиардов рублей в год, то к концу 2014 года этот показатель увеличится до 1,5—2 трлн рублей. То есть фактически на порядок.
Однако, как уже было сказано, планы ЦБ имеют шанс на жизнь только при условии стабилизации финансово-экономической ситуации в мире. Насколько это реально? Последние события в Европе, по крайней мере, не добавляют уверенности и оптимизма. Наоборот, все свидетельствует о том, что после долгового шока потребуется не два и не три года для нормализации ситуации.
Мария САРЫЧЕВА