Вчера фактически завершилась финансовая история обанкротившегося Ижевского автозавода. В ходе формального аукциона актив за 1,8 млрд руб. был продан дочерней структуре Сбербанка — Объединенной автомобильной группе (ОАГ). В ближайшей перспективе «Ижавто» перейдет под крыло «АвтоВАЗа», который планирует купить ОАГ. Уже сегодня «Ижавто» выпускает вазовские «четверки» и «семерки», а со следующего года нацелится на Lada Granta и даже намерен составить конкуренцию «АвтоВАЗу» по качеству сборки машин.
Итоги аукциона были прогнозируемыми. В первом полугодии этого года ОАГ на торгах уже приобрела часть имущества «Ижавто» на сумму более 200 млн руб., и гендиректор группы Игорь Кульган говорил, что планируется выкупить практически все имущество «Ижавто». Вторым участником торгов вчера выступила компания «Объединенные автомобильные технологии» (ОАТ), созданная в 2008 году по инициативе «Ростехнологий» для управления автокомпонентными заводами госкорпорации. Но она никогда серьезно не претендовала на актив и приняла участие в аукционе, вероятно, лишь для того, чтобы он состоялся. «Ижавто» был выставлен на торги единым лотом по стартовой цене 1,75 млрд руб. За 1,8 млрд руб. покупатель получил 44 здания, 88 сооружений, 5,44 тыс. единиц машин и оборудования, 214 транспортных средств.
В мае 2009 года Ижевский автозавод остановил работу, а в сентябре того же года инициировал банкротство. Кредиторы требовали от «Ижавто» 13,51 млрд руб. Крупнейшим из них выступал Сбербанк — задолженность перед ним составила 8,25 млрд руб. Но завод не мог платить по долгам, и арбитражный суд Удмуртии 17 февраля 2011 года признал «Ижавто» банкротом.
В то же время еще в декабре 2010 года Сбербанк, «АвтоВАЗ» и госкорпорация «Ростехнологии» (контролирует 25% акций «АвтоВАЗа») подписали меморандум по проекту долгосрочного развития и модернизации «Ижавто». Согласно документу осенью текущего года планируется закрытие сделки по покупке «АвтоВАЗом» ОАГ, в результате которой автогигант станет полноправным владельцем Ижевского автозавода. Известно, что в течение трех-четырех лет «АвтоВАЗ» намерен вложить в «Ижавто» 7 млрд руб. — эти средства на срок до семи лет должен предоставить тольяттинской компании Сбербанк. В прошлом году на запуск производства «Ижавто» Сбербанк уже выдал заводу кредит размером 600 млн рублей.
Сейчас «Ижавто» производит автомобили Lada-2107, Lada-2104, Иж-27175, а также Kia Spectra и Sorento, выпуск которых завод возобновил в мае. По корейским моделям завод занимался лишь досборкой, их выпуск завершится 16 сентября. На этих мощностях в середине следующего года «Ижавто» начнет сборку Lada Granta. Сколько таких машин из планируемого сейчас объема в 50 тыс. в год будет собирать Ижевский автозавод, пока неясно. Руководство «Ижавто» уже заявило, что намерено конкурировать с «АвтоВАЗом» по качеству сборки Lada Granta. «Я бы хотел, чтобы, приходя в салон, люди спрашивали «Гранту» ижевского производства, а не тольяттинского», — заявлял ранее Кульган. «АвтоВАЗ» начал тестовую сборку Lada Granta 16 мая, в октябре планирует начать серийное производство этой модели.
Ирина ЦЫРУЛЕВА