В Госдуму внесен законопроект о регулировании работы коллекторов: сборщикам долгов запретят звонить по ночам, рисовать черепа на конвертах и вмешиваться в личную жизнь. Эффективность сбора просроченных долгов снизится до нуля, возмущены коллекторы.
Глава Ассоциации региональных банков депутат Госдумы Анатолий Аксаков сообщил, что внес в Госдуму проект закона о защите прав должников.
«Документ отражает правоотношения должника и коллектора прежде всего с позиции должника, а не необходимости регулировать коллекторскую деятельность», — утверждает Аксаков.
Законопроект (есть в распоряжении «Газеты.Ru») содержит перечень действий, которые не должен совершать коллектор.
Коллекторам запрещается выдавать себя за сотрудников правоохранительных, налоговых, судебных или любых других органов или вводить должника в заблуждение относительно того, что взыскатель обладает государственными властными полномочиями.
Также нельзя собирать и использовать информацию о личной жизни, политических и религиозных убеждениях, совершать действия, ставящие под угрозу жизнь должника и размещать на конвертах, адресованных должнику, «сообщения, изображения, рисунки, которые могут быть восприняты как угроза совершения таких действий».
Должнику нельзя грозить тюрьмой или другими санкциями, решение о наложении которых может быть принято только органами государственной власти. Запрещается обращаться к работодателю должника, чтобы информировать его о наличии у сотрудника просроченной задолженности. Нельзя также использовать третьих лиц для оказания психологического давления на должника.
Контакт с должником запрещен в период с 21.00 до 8.00.
Законопроект Аксакова частично повторяет проект документа, который был опубликован Министерством экономического развития летом текущего года. В обоих предусмотрены построение коллекторской деятельности на принципах саморегулирования и обязательное страхование ответственности коллекторов. Документ Минэкономразвития содержит ограничения по времени взаимодействия коллектора с должником — с 6 до 22 часов, не более трех раз в день. Принципы работы коллектора там оговорены в общих чертах — законность, уважение прав и свобод и т. д.
В ассоциации признают, что документы параллельны, но вносят свой проект, чтобы ускорить утверждение прав должников.
«Процесс подготовки законопроекта по защите прав должников при взыскании просроченной задолженности затягивается. Он фактически повторяет судьбу закона о потребительском кредитовании, подготовка которого длится семь лет. Закон о правах должников обсуждается в правительстве пять лет, но перспективы его внесения не ясны», — сетует Аксаков.
Коллекторы не возражают против части ограничений при взыскании долгов: они помогут сделать рынок прозрачнее и избавиться от недобросовестных участников. «Логично запрещать размещение угрожающей символики на корреспонденции, распространение полученной информации третьим лицам, размещение объявлений в подъезде и использование любых методов, унижающих честь и достоинство. Но до абсурда доводить не стоит», — говорит генеральный директор коллекторского агентства «Секвойя кредит консолидейшн» Елена Докучаева.
Абсурдом она называет согласование с должником времени и места личной встречи и письменную коммуникацию при отказе должника от других контактов.
Если закон будет принят, эффективность коллекторской деятельности станет нулевой, считает вице-президент группы компаний «Альфа-Информ» Юлия Пономарева.
«Коллекторы превратятся в представителей службы безопасности банка: их работа будет носить уведомительный характер, не переходя в плоскость угроз. Это приблизит российский рынок взыскания долгов к американскому», — поясняет Пономарева.
Чтобы повысить эффективность работы взыскателей, их нужно перепрофилировать. «Сотрудникам коллекторских агентств нужно уметь общаться. Сейчас у многих даже словарного запаса не хватает, чтобы разговаривать с должником», — отмечает она. «Это поможет поднять эффективность до нескольких процентов, но она все равно останется невысокой», — признает Пономарева.
Екатерина ГЕРАЩЕНКО