Поведение инвесторов после кризиса в корне изменилось, отмечает МВФ в новом отчете о глобальной финансовой стабильности: частные инвесторы стали избегать рисков и не готовы к долгосрочным вложениям, в то же время слишком низкие ставки надежных бумаг требуют от суверенных фондов, особенно пенсионных, диверсификации портфелей в пользу более рискованных, но и более доходных активов. МВФ предлагает управляющим суверенными активами предоставить мировой финансовой системе долгосрочный капитал, иначе разворот краткосрочных частных вложений может спровоцировать потрясения, сравнимые с прошлым финансовым кризисом.
Под управлением суверенных фондов порядка $4,7 трлн, еще порядка $10 трлн — в международных резервах, всего это около 25% от объема активов частных институциональных инвесторов, посчитал МВФ. Суверенные инвестфонды развивающихся стран стали активно покупать доли в западных компаниях и банках в 2006—2008 гг. — и это напугало западных политиков. Так, China Investment Corporation (CIC) вложила средства в Morgan Stanley (она также приобрела пакет фонда прямых инвестиций Blackstone незадолго до кризиса). Сингапурский государственный инвестфонд приобрел доли в UBS и Citigroup, сингапурская же Temasek купила долю в Merrill Lynch, акции Citigroup купил и фонд Абу-Даби. По подсчетам Deutsche Bank в марте 2008 г., только открыто декларируемые вложения суверенных инвестфондов в акции финансового сектора западных стран составляли около $100 млрд. Британский Barclays в 2008 г. привлек средства от China Development Bank, Temasek и дважды — от катарского суверенного фонда, а также от фонда Абу-Даби. Последний продал свой пакет в июне 2009 г., всего через семь месяцев после покупки.
Теперь же МВФ и политики возлагают надежды на развивающиеся страны и их фонды. Бывший премьер Великобритании Гордон Браун уверен, что мир дрейфует без руля и капитана к новому экономическому кризису, и призывает развитый и развивающийся мир к согласованной экономической политике в мировом масштабе (цитаты по project-syndicate.org).
«Порознь мы пропадем», — заключает он. Если остальной мир сейчас не вмешается, то европейский кризис перестанет быть только европейским, пишет в FT профессор Калифорнийского университета Барри Айхенгрин с коллегами.
Минфин Италии уже провел переговоры с китайской CIC, активы которой составляют $410 млрд, о покупке «значительного» объема итальянских гособлигаций, а также об инвестициях в итальянские «стратегические компании», сообщила вчера вечером FT со ссылкой на близкий к переговорам источник. Один итальянский чиновник сказал FT, что Китай уже владеет около 4% от итальянских госдолгов, совокупный объем которых — 1,9 трлн евро. Ранее Китай приобрел 12% долговых обязательств Испании. Китай верит в перспективы европейской экономики и готов увеличивать инвестиции в активы, номинированные в евро, заявила представитель МИД КНР Цзян Юй. Представители Китая и раньше заявляли о своей уверенности в кредитоспособности таких стран, как Греция и Португалия, и о готовности их поддержать, но покупки Пекином долгов периферийных стран еврозоны, по оценкам аналитиков, составили лишь порядка $4 млрд.
Свою помощь в сдерживании распространения долгового кризиса могут предложить страны BRICS — например, покупая гособлигации стран еврозоны. Министры финансов и главы центробанков BRICS обсудят это 22 сентября на совещании с участием МВФ, приводит слова министра финансов Бразилии Гвидо Мантеги агентство Bloomberg. Доля евро в российских резервах — 45%, напомнил в интервью Reuters министр финансов России Алексей Кудрин, т. е., «как только вы видите, что на $10 млрд золотовалютные резервы России выросли, значит, точно $4,5 млрд вложено в облигации стран еврозоны». Россия готова купить общие облигации еврозоны, если они будут выпущены, сообщил он. Против выпуска общих облигаций еврозоны выступает канцлер Германии Ангела Меркель, а S&P уже пообещало присвоить им, если они будут выпущены, рейтинг СС — по уровню самой слабой страны, Греции (большинство институциональных инвесторов не вкладывают средства в бумаги с рейтингом ниже ВВВ-). Из стран еврозоны к России за помощью пока обратился только Кипр, переговоры о кредите в 2,5 млрд евро должны завершиться в течение месяца, сказал Кудрин. Кипр — крупнейший офшор для российского капитала: объем накопленных инвестиций, поступивших оттуда к середине 2011 г., составил, по данным Росстата, $70 млрд (22% всех инвестиций), на Кипре накоплено 26,4% всех инвестированных Россией за рубеж средств, или $25,3 млрд.
Ольга КУВШИНОВА, Михаил ОВЕРЧЕНКО