Вчера Кудрин первым из ныне работающих чиновников заглянул в будущее, которое последует за выборами президента. «Реформы будут — безусловно», — заявил он в интервью на саммите Reuters. По его словам, у следующего премьера будет, безусловно, кредит на проведение реформ.
Кудрин не исключил, что мог бы сам взяться за проведение реформ: «Если проводить реформы активно — то это не скучно. И если мы готовы их проводить, то я готов работать на любых позициях, которые бы этому способствовали. Если же активных преобразований не будет, то да, это будет менее интересно. Поэтому — посмотрим».
Кудрин публично подверг критике нынешнюю политику правительства и Кремля: по его словам, она стала «более рискованной», Россия стала жить не по средствам. Члены тандема повысили пенсии за счет увеличения страховых взносов, и предвыборное снижение этих взносов для некоторой части бизнеса, резкое наращивание оборонной программы — на 20 трлн руб. в ближайшие 10 лет — не обеспечено, по словам министра финансов, «никакими источниками» бюджетных доходов в долгосрочной перспективе.
Кудрин фактически представил тезисы своего программного заявления: жесткая фискальная и бюджетная политика. Он не исключил повышения налогов. Сказал, что надо серьезно заниматься реформой ЖКХ, защитой прав собственности, более объективным арбитражем споров, снижением доли государства в бизнесе, сокращением государственных административных функций и увеличением полномочий и самостоятельности регионов и муниципалитетов. Начинать надо с реформы стратегического планирования, которое даст оценку возможностей: повышать налоги или снижать расходы.
Движение вперед, в либеральные реформы, неотвратимо, заявил Кудрин.
Кудрин явно сигнализирует о том, что он готов работать в новом правительстве, а возможно, и возглавить его, считает замгендиректора Центра политтехнологий Борис Макаренко. Кудрин отлично подходит для должности премьера, который будет вынужден проводить непопулярные реформы: он опытен и не ищет популярности, считает политолог. Однако говорить о том, что Кудрин точно будет работать в новом правительстве, Макаренко не берется: «Решать все будет новый президент, а кадровая политика у нас непредсказуема: кто думал в начале 2000-х, что военную реформу будет проводить бывший глава налоговой службы?»
Чиновники уже давно неформально обсуждают возможные кандидатуры премьера. Среди них называли около 10 человек, но чаще других — первого вице-премьера Игоря Шувалова, Кудрина и президента Сбербанка Германа Грефа, экс-министра экономического развития.
Греф ярко выступил с премьерской заявкой летом на экономическом форуме в Санкт-Петербурге, когда при поддержке Всемирного экономического форума предложил рецепт экономических преобразований «3+5». Но на этой неделе Греф в интервью австрийской газете Die Presse заявил, что нет никаких оснований ожидать, что он будет назначен премьер-министром России, — ни с точки зрения ситуации в стране, ни с точки зрения его собственных планов. «Передо мной стоит огромная задача по обновлению крупнейшего российского банка, которую я не могу оставить — и даже поменять на должность премьера», — говорил Греф.
Шувалов, несмотря на то что сейчас работает на более высокой должности, чем Кудрин, вряд ли сможет составить ему конкуренцию, полагают правительственные чиновники. К тому же у Шувалова нет таких доверительных отношений с Путиным, как у Кудрина, — они работали вместе еще в мэрии Санкт-Петербурга, отмечают чиновники. «Очередь в премьеры рассосалась, тем более что всех ждет трудная и непопулярная работа», — посмеиваются они.
Кудрина очень не любит партия «Единая Россия», лидером которой является Путин. Депутаты «Единой России» постоянно критикуют действия и высказывания министра финансов (например, о повышении налогов и пенсионного возраста), а Кудрин говорил, что ему деятельность этой партии не близка. Но если Путин станет президентом и предложит кандидатуру Кудрина, вряд ли «Единая Россия» откажет, полагает высокопоставленный чиновник правительства.
Замруководителя аппарата Госдумы и замсекретаря президиума генсовета «Единой России»Юрий Шувалов заявил «Ведомостям», что если лидер партии Путин предложит кандидатуру Кудрина на пост премьера, то «мы готовы рассмотреть вопрос». Правда, он оговорился, что вопрос о премьерстве сейчас не стоит.
«Мы сейчас не готовы заявлять о недоверии министру финансов, поскольку за годы преодоления кризиса он показал себя человеком, способным решать сложные задачи. Сейчас то время, когда нужно к нему прислушиваться», — сказал Шувалов.
Большая игра
Алексей Кудрин, вице-премьер, министр финансов:
«Игра в предвыборные решения, которые существенно изменят баланс бюджета, оказалась больше, чем я ожидал. Даже я в такой степени это не прогнозировал».
Евгения ПИСЬМЕННАЯ