Битва госбанков за денежные потоки «дочек» Минобороны, детали которой сейчас муссируются в СМИ, наглядно иллюстрирует процесс перераспределения ресурсов в банковской системе — сначала от частных банков к государственным, а потом и между ними самими. Точно так же делили лучших заемщиков, непрофильные активы и в какой-то мере банковские кадры. Впрочем, понятно, что все эти объекты — ничто по сравнению с триллионами различных госпрограмм. Логично, что на пороге надвигающейся финансовой нестабильности объективно существующее желание «правильно» разложить эти средства только усиливается.
Речь, конечно, не о потоках, проходящих через те же «Оборонстрой» и «Ремвооружение», находящихся в подчинении Минобороны, это цветочки. Для амбициозных игроков есть цели получше. Взять, например, гособоронзаказ с его 20 трлн руб. на десятилетку. Должны же эти деньги проводиться через банки? Должны. Через какие именно банки? Существующий тренд диктует: через государственные. Источники в частных банках подтверждают: «Так и есть, деньги уплывают». Источники в некоторых госбанках жалуются: «И от нас тоже». Ответ на вопрос «куда?» — «в ВТБ». Здравый смысл говорит: приказать крупнейшим исполнителям гособоронзаказа Минобороны в отличие от своих «дочек» не может. «Но может рекомендовать»,— настаивают источники. Риск утратить гособоронзаказ, ссылкой на который подкреплены такие рекомендации, по их словам, делает пожелания Минобороны очень даже действенными.
Доказательств того, что все так и есть, естественно, нет. ВТБ ни о каких приказах или рекомендациях «ничего не известно: банк уже много лет сотрудничает с большим количеством предприятий, связанных с Минобороны, и такое взаимодействие является для него одним из важнейших направлений деятельности». Главный пострадавший — Сбербанк — не готов публично разжигать костер корпоративной войны с конкурентом. Повторная же попытка «тихо» уладить проблему посредством ФАС, как это было сделано в ситуации с «дочками» Минобороны, в случае со гособоронзаказом будет малоэффективной. Ведь рекомендации были, понятное дело, устными. То есть фактически их не было. А авторизованно цитировать пожелания Минобороны по размещению финансовых потоков желающих не находится. То есть доказательств нет, и вопрос — а были ли вообще такие рекомендации и инициировал ли их ВТБ — вполне резонен.
Даже если попыток получить дополнительный госресурс ВТБ не предпринимал, такая пассивная позиция не вяжется в сознании участников рынка с его традиционно агрессивной моделью поведения. Иначе зачем, спрашивается, с 1 октября «Транснефть», как говорят, переводит часть своих расчетов (по обеспечению текущей деятельности) в ВТБ? Расчеты «Транснефти» с поставщиками и подрядчиками — это, конечно, не гособоронзаказ, но ведь не исключено, что это только начало передела финансовых ресурсов крупнейших госкомпаний. Такова уж логика момента, и, похоже, что именно она сейчас определяет объективную реальность.
Светлана ДЕМЕНТЬЕВА