Впервые за последние пять лет международное рейтинговое агентство Standard & Poor`s (S&P) повысило оценку банковской системы России. Теперь ее качество оценивается в восемь баллов по десятибалльной шкале в порядке убывания. По мнению аналитиков S&P, у российских банков были шансы улучшить свой имидж более чем на одну ступень, если бы не медлительность Банка России по очищению банковской системы.
Вчера международное рейтинговое агентство Standard & Poor`s сообщило о пересмотре оценки банковской системы России. Как говорится в сообщении, «банковская система России переведена из группы 9 в более надежную группу 8». По словам кредитного аналитика S&P Екатерины Трофимовой, основанием для переоценки явились «устойчиво высокий рост экономики и другие позитивные макроэкономические изменения в России, которые способствовали понижению высоких пока кредитных и бизнес-рисков в национальном банковском секторе». Теперь, по ее словам, Россия оказалась в группе «небеспроблемных с точки зрения банковской системы, но достаточно уважаемых стран« — Аргентины, Египта, Индонезии, Казахстана, Филиппин и Румынии.
Предыдущую переоценку состояния банковской системы России S&P проводило в начале 2000-х годов. Как отмечают в агентстве, с того времени банковская система серьезно прогрессировала. Однако при этом авторы указывают на недостаточную скорость чистки банковской системы. «Всем очевидно, что количество организаций в российской банковской системе излишне, что позволяет говорить о ней как о системе с не очень здоровой структурой»,— говорит Екатерина Трофимова. По расчетам S&P, если Банк России продолжит «чистку» банковской системы аналогичными темпами, то для того, чтобы сократить количество банков до 600, ему потребуется не менее десяти лет. «Это слишком серьезный срок, чтобы говорить о продолжении банковской реформы»,— резюмирует аналитик.
По данным Банка России, на 1 января 2007 года количество банковских организаций составляло 1143, небанковских коммерческих организаций — 46. Если на начало 2004 года в банковской системе РФ было всего 462 кредитные организации с капиталом более 5 млн евро, то на 1 января 2007 года этому требованию удовлетворяли уже 676 банков и небанковских кредитных организаций. На 1 апреля текущего года их количество выросло до 697.
По мнению участников рынка, S&P слишком консервативно отреагировало на изменения в банковской системе России. «Да, в последнее время ЦБ снизил темпы отзыва лицензий. Однако на то есть две причины: выковыривать нарушителей стало сложнее, к тому же ЦБ никогда не старался серьезно сократить количество банков»,— считает представитель одного из крупных банков. В этой связи эксперт вспомнил недавнее выступление первого зампреда Банка России Геннадия Меликьяна, признавшегося, что не имеет представления, сколько банков должно быть в системе. «Последствия более активного отзыва лицензий могут быть плачевными — достаточно вспомнить кризис доверия 2004 года»,— считает аналитик банка Траст Евгений Надоршин.
Ряд участников рынка считает, что ЦБ и так избыточно активен в своей деятельности по отзыву лицензий. «Когда говорят, что в России слишком много банков — порядка 1,2 тыс.,— то забывают, что в США их вообще больше 5 тыс. и никто при этом не стремится насильственно сокращать их количество,— отметил зампред правления банка Образование Александр Акулов.— У нас же вместо создания нормальных условий для развития банков и рыночного регулирования начинается охота на ведьм. А правила игры разнятся в зависимости от игроков».
Юлия ЧАЙКИНА, Светлана ДЕМЕНТЬЕВА, Коммерсант
РЕПЛИКИ
Банки крепнут
S&P подняло рейтинг банковской системы России
Вчера международное рейтинговое агентство Standard & Poors сообщило о повышении оценки российской банковской системы: она была переведена из предпоследней, девятой группы, в восьмую. Согласно методике S&P, раньше российским кредитным организациям компанию составляли банки Уругвая, Гватемалы и Туниса. В предпоследней по уровню рисков группе российские банки находились более пяти лет.
Градация S&P банковских систем различных стран предусматривает деление на десять групп. Одновременно с переоценкой подверженности наших банков рискам S&P улучшило прогноз по уровню валовых проблемных активов в финансовой системе для сценария экономической рецессии (при отсутствии роста ВВП или его сокращении) — с 50—75% до 35—50%.
«Произошедшее изменение оценок — уникальное событие, — пояснила РБК daily кредитный аналитик S&P Екатерина Трофимова. — Одновременно повышен номер группы для банковской системы и оценка уровня проблемных активов в случае рецессии. Обычно это не связанные между события, так что их совпадение отражает существенный экономический и отраслевой прогресс. Восьмое место это определенно позитив, так как компанию России теперь составляют достаточно продвинутые банковские системы». В частности, банки Казахстана, Румынии, Египта, Аргентины, Колумбии, Перу, Индонезии.
Обоснованием для изменения оценок стали высокий устойчивый рост экономики, значительный уровень ликвидности при незначительных потерях по кредитам и повышение диверсификации банковского бизнеса. Однако «
По оценке Екатерины Трофимовой, качественное развитие финансовой системы тормозится
«Конечно, ускорение процесса реформ может спровоцировать массовое закрытие банков и панические настроения среди банкиров, — говорит Екатерина Трофимова. — Однако им лучше смириться с краткосрочными неудобствами, которые будут иметь значительный положительный эффект для банковской системы».
Опрошенные РБК daily эксперты считают, что восьмая позиция российской банковской системы соответствует уровню ее развития. Для банков за пределами первой сотни это даже почетно, отмечает вице-президент компании ФБК Алексей Терехов. «Выше банковская система вряд ли может подняться», — заявляет зампред банковского комитета Госдумы Анатолий Аксаков.
Елена ЗУБОВА, РБК daily