Швейцарский банк UBS стал очередной жертвой несанкционированных торговых сделок недобросовестного трейдера. В Лондоне задержан 31-летний Квеку Адоболи, который подозревается в причинении банку убытков на сумму 2 млрд долларов. Но серьезнее финансовых потерь могут стать репутационные издержки и урон для инвестиционно-банковского бизнеса.
В результате этого скандала, отмечает Daily Telegraph, акции UBS резко упали в цене более чем на 10% — в общей сложности банк потерял около 4 млрд долларов.
В UBS предупредили, что
Тем не менее, исполнительный директор UBS Освальд Грюбель в служебной записке попытался успокоить сотрудников: «Мы понимаем, что и без того приходилось не очень просто в последнее время
По данным осведомленных источников, в UBS предполагаемую аферу обнаружили лишь в середине дня в среду.
Примерно в час ночи (в четверг) в полицию обратились представители UBS, заявив о подозрениях в мошенничестве со стороны одного из сотрудников банка, сообщает The Financial Times со ссылкой на сотрудников правопорядка. Предполагается, что именно Адоболи провел неавторизованные операции, которые и обойдутся UBS в 2 млрд долларов. Задержанный будет оставаться под арестом, пока оперативники ведут расследование. Британское управление по борьбе с мошенничеством в крупных размерах (SFO) рассматривает вопрос об открытии собственного разбирательства.
Новости о финансовых потерях могут иметь серьезные последствия для UBS и вызвать новую волну критики в адрес прибыльных, но часто очень рискованных трейдинговых операций.
«Менеджмент не понимает, что делается в отделах по торговле деривативами. Если вы попросите исполнительного директора объяснить, что и как там происходит, он не сможет точно ответить, потому что сам не понимает», — прокомментировал в интервью The Financial Times Терри Смит, директор брокерской компании Tullett Prebon.
«Главный ущерб для UBS, на наш взгляд, репутационный, и он распространяется не только на инвестиционный банк, но и бизнес по управлению частным капиталом UBS», — подчеркивают в аналитической записке эксперты Goldman Sachs.
Инвестиционно-банковское подразделение UBS едва оправлялось после катастрофических убытков финансового кризиса. Под руководством Карстена Кенгетера удалось вернуть стабильность. В этом году доверие клиентов постепенно стало возвращаться.
В прошлом годовом отчете было указано, что с 2010 года допускалось идти на более высокие риски по небольшим объемам торговых операций. В то же время некоторые швейцарские политики напоминают, что UBS пришлось оказывать помощь в кризисном 2008 году, и инцидент они могут воспринять как очередное доказательство того, что банку следует сконцентрировать внимание исключительно на своем менее рисковом бизнесе по управлению частным капиталом и фондами, пишет The Financial Times. Еще более неприятно для UBS то, что информация об убытках появилась как раз в тот день, когда нижняя палата швейцарского парламента должна была обсуждать поправки в банковское законодательство о снижении рисков для финансовых групп, которые считаются «слишком крупными, чтобы обанкротиться».
Обнаруженные махинации грозят серьезно омрачить перспективы инвестиционно-банковского бизнеса UBS, особенно если учесть, что его модель пересматривается в рамках масштабной реструктуризации после понесенных в кризис убытков и сокрушительного скандала о сокрытии данных клиентов, уклонявшихся от уплаты налогов в американскую казну.
Эксперты Reuters прогнозируют, что на встрече с инвесторами 17 ноября UBS объявит о серьезных перестройках в системе инвестиционного банка.
В последние два года UBS пытался восстановить инвестиционно-банковский бизнес после списания токсичных долгов на 50 млрд долларов. После понесенных убытков по ценным бумагам, связанным с американской рисковой ипотекой, банку пришлось даже прибегнуть к госпомощи.
При Грюбеле и Кенгетере банк нанял сотни трейдеров, чтобы развить направление работы с облигациями. По мнению некоторых аналитиков, в результате скандала главный удар обрушится на главу инвестиционного бизнеса Кенгетера, а Грюбель, бывший «ветеран» Credit Suisse, ранее вышедший на пенсию и с февраля 2009 вернувшийся к работе, чтобы возглавить UBS, рано или поздно уйдет со своего поста.
«Грюбель спас банк от разрушения, его главная задача выполнена. Его отставка — вопрос времени. Если теперь он уйдет раньше, это мало что меняет. Зато для инвестиционного банка ситуация катастрофична, и стрелы полетят в Кенгетера», — цитирует Reuters комментарий эксперта Helvea Питера Торна.
Печальные параллели
Очередной случай трейдерских махинаций опровергает заверения банков и финансистов, что подобные инциденты — дело прошлого, комментирует Reuters.
Пожалуй, самый известный скандал такого рода в мировой банковской истории произошел в крупнейшем банке Франции Societe Generale. Созданная в 1864 году финансовая организация понесла убытки на 4,9 млрд евро (7,2 млрд долларов по курсу января 2008 года, когда произошел скандал) в результате незаконных сделок по фьючерсам на индексы европейского рынка акций, заключенных ее штатным трейдером Жеромом Кервьелем. Убытки вскрылись в январе 2008 года. Кервьель открывал позиции на общую сумму 50 млрд евро в течение 2007 года, выяснили следователи. Societe Generale потерял 4,9 млрд евро, когда спешно закрыл эти позиции (т.е. продал фьючерсы), узнав о действиях трейдера. Банк обвинил Кервьеля, в частности, в мошенничестве и подделке документов
В октябре 2010 года Кервьель был приговорен судом к 5 годам лишения свободы (с двумя условными, которые он отсидел во время следствия), пожизненному запрету на работу в финансовых компаниях и выплату 5 млрд евро в пользу Societe Generale. Адвокат трейдера заявил о намерении подать апелляцию на вердикт, который он назвал беспрецедентным. Защита трейдера указывает, что у дела Кервьеля есть скандальная подоплека. «Я настаиваю на его невиновности, так как он не совершил никакого уголовного преступления. И все его действия производились с разрешения и согласия его начальства. Все просто — Sociеtе Gеnеrale недостаточно прозрачен и есть детали, которые банк не сообщил правосудию», — год назад заявлял Business FM адвокат Кервьеля Оливье Мецнер.
Наталья БОКАРЕВА, Владимир НАРЫШКИН