Все россияне знакомы со словом «инфляция». Все ее боятся, и многие пытаются так или иначе застраховать свои сбережения. Однако мало кто знает, что такое инфляция на самом деле.
Мы попробовали разобраться с этим термином и оценить, какое влияние оказали инфляционные риски на историю России, а также сравнили методы борьбы различных государств с ростом цен.
Инфляция в самом общем определении — это обесценение денег. Экономисты выделяют десятки ее видов, среди которых самая опасная — гиперинфляция, при которой цены растут астрономическими темпами. К примеру, инфляция в Зимбабве в 2008 г. составила 238 миллионов процентов, и жителям этой страны приходилось ходить в магазин с мешками денег, а у местного Центробанка вскоре просто закончилась бумага. Не менее опасными считаются галопирующая инфляция (годовой рост цен от 10 до 50%) и, как ни странно, дефляция, выражающаяся в снижении стоимости товаров.
Лауреат Нобелевской премии по экономике Милтон Фридман был убежден, что высокая инфляция способна разрушить экономику любого государства, и призывал сдерживать ее любым путем. Обесценение денег обычно вызывает ужас у населения, которое вынуждено завтра платить втридорога за то, что стоит копейки сегодня, и восторг у экспортеров, продающих товары и сырье по новым ценам при том же качестве продукта. Кроме того, радуются инфляции банки, выплачивающие низкие проценты по вкладам, а также государство, сохраняющее уровень выплат без учета роста цен.
В СССР инфляции не было
За свою двадцатилетнюю историю новая Россия прошла через все виды инфляционных потрясений, в том числе и гиперинфляцию. До сих пор нам не удается добиться так называемой «ползучей» инфляции, присущей развитым странам, которая составляла бы 3—5% в год и была бы комфортной для населения и экономики.
Считается, что в СССР инфляции не было, но это не так. Отсутствие свободного рынка вовсе не означает реальную стабильность цен. До 1991 г. население России не сталкивалось с открытой инфляцией, зато испытывало на себе все негативные особенности скрытой. Периодически возникавший дефицит товаров представлял собой именно скрытую инфляцию. Известный исследователь этого вопроса Янош Корнаи утверждает, что дефицит — это скрытый налог, снижавший реальную заработную плату работника в социалистических системах.
С настоящей инфляцией советские люди столкнулись только в начале 1990-х гг. Реформы Егора Гайдара познакомили россиян не только с товарным изобилием, но и с денежным дефицитом, который возник вследствие резко выросших цен. В марте 1991 г. государство впервые объявило о своей неспособности контролировать цены и вынуждено было сразу повысить их более чем в два раза. Политика «либерализации цен» привела к гиперинфляции, которую правительство Е. Гайдара пыталось сдержать через «сжимание» денежной массы, что в свою очередь привело к коллапсу взаимных неплатежей. В итоге в 1992 г. инфляция составила 2600%. Впрочем, мировой рекорд Россией побит не был: в Венгрии в годы Второй мировой войны потребительские цены увеличивались каждый месяц почти в двести раз.
Инфляция от кризиса до кризиса
Испугавшись инфляционного скачка, правительство России в 1995—1998 гг. поставило перед собой цель снизить рост цен. В качестве основной и фактически единственной меры по борьбе с этой проблемой было избрано сокращение предложения денег, что в свою очередь привело к многомесячной задержке социальных выплат, неоплате за продукцию по госзаказам, неисполнению финансовых обязательств перед бюджетными организациями. В качестве меры по сдерживанию инфляционных ожиданий применялся завышенный курс рубля, что способствовало значительному снижению конкурентоспособности российских производителей.
Хотя темпы роста инфляции и снизились, одних монетарных мер было недостаточно для того, чтобы стабилизировать экономику и уж тем более — вернуть населению веру в рубль, которую многие после кризиса 1998 г. потеряли навсегда. Дефолт положил начало новому витку инфляции, которая только в сентябре того года составила 38%.
До кризиса 2008 г. антиинфляционная политика России базировалась на изъятии из обращения денежных средств в рублях для сокращения ликвидности и последовательном искусственном снижении курса доллара на внутреннем рынке. Такая политика получила название «стерилизации». Хотя эта мера и была оправданной (денежная масса за один 2007 г. выросла на 47%), ощутимого результата она не принесла. Так, в 2008 г. инфляция составила 13,3% против 12% в 2007 г. После 2008 г. правительство взяло под жесткий контроль регулирование экспортных пошлин и начало проводить регулярные проверки по фактам роста цен. В результате в 2009—2010 гг. цены выросли на 8,8%.
Новое время — старые методы
В последние годы относительно высокая инфляция в России обусловлена многими факторами: низкой конкуренцией среди производителей, высокими издержками
Антиинфляционная политика после 2009 г. базируется на трех китах: снижении ставки рефинансирования, выделении льготных банковских кредитов предпринимателям и регулировании цен на медикаменты и продукты питания. Сегодня к этим мерам прибавились также регулирование темпов прироста денежной массы, зерновые интервенции, снижение госрасходов и старое доброе изымание ликвидности.
Ведущий аналитик УК «АГАНА» Александр Алексеев отмечает, что в настоящий момент правительство принимает активное участие в сдерживании инфляции. Одной из принятых мер стало повышение с 15 сентября ставок по депозитам на 0,25 процентного пункта. «Эта мера повысит привлекательность банковских депозитов в лице населения, что приведет к соответствующему изъятию ликвидности у населения. Кроме того, правительственная комиссия по бюджетным проектировкам решила повысить тарифы на электроэнергию, газ и тепло в следующем году не с 1 января, как обычно, а через полгода — в июле, что также позволит отсрочить разгон инфляции», — отмечает эксперт.
Поддержание устойчивого курса рубля и диверсификация экономики — это меры, которые будут способствовать как снижению инфляции, так и экономической стабильности, полагает в свою очередь старший аналитик по облигациям и денежному рынку ИГ «Норд-Капитал» Максим Зайцев. «Основная проблема российской экономики — высокая зависимость от цен на сырье — по-прежнему является дополнительным фактором риска, который периодически при ухудшении конъюнктуры будет способствовать всплеску инфляции. Не последнюю роль в снижении инфляции сыграли бы меры по повышению эффективности естественных монополий, в результате которых их рентабельность поддерживалась не только за счет роста тарифов, но и за счет снижения издержек», — подчеркивает эксперт.
Одержимая Европа и равнодушные Штаты
Многие Центробанки, между тем, сделали поддержание инфляции на низком и стабильном уровне главной задачей своей политики. При этом современная экономическая наука не знает панацеи от инфляции, и разные страны предпочитают разные методы.
Например, правительства Германии и Японии выпускают и размещают облигации займа в целях аккумулирования средств для финансирования бюджетов развития, потом они превращаются в активы ЦБ, который обменивает их на деньги. Минфины Бразилии, Перу и Аргентины в 80-х гг. боролись с инфляцией путем замораживания цен и номинальных доходов, что дало лишь временный результат и в итоге привело к подавлению свободы рынка. Однако тот же самый подход в Израиле и Мексике дал положительный эффект. В Боливии успех в борьбе с инфляцией был достигнут чисто монетарными методами, что случается крайне редко.
Восемь развитых и 13 развивающихся стран сегодня применяют таргетирование инфляции (от англ. target — цель), то есть заранее устанавливают ее пределы и жестко контролируют их соблюдение. Это приводит к повышению доверия к финансовым институтам в частности и к экономике в целом. Также популярными методами удерживания инфляции в заданном коридоре являются операции на фондовом рынке и регулирование учетной ставки как средства контроля над денежной массой, а также повышение норм обязательного резервирования для банков.
Важной проблемой инфляция остается в США. Темпы ее роста в этой стране составляют на сегодняшний день 3,6% в годовом исчислении. Ускорение этого показателя вызвано, прежде всего, высокими ценами на топливо и продовольствие. Бен Бернанке, глава Федеральной резервной системы, выполняющей в стране функции Центробанка, надеется, что в течение ближайших кварталов инфляция замедлится до 2%. Глава ФРС уверен, что инфляция будет стабильной и управляемой главным образом благодаря избытку рабочей силы и снижению потребления.
Впрочем, есть и другое мнение, которое высказывает лауреат Нобелевской премии Пол Кругман, заявивший в интервью «Коммерсанту», что снижение инфляции и сокращение зарплат не стимулируют занятость, а лишь увеличивают долговую нагрузку в США.
Европейские регуляторы озабочены инфляционными рисками гораздо сильнее. В начале лета глава ЕЦБ Жан-Клод Трише повысил ключевую ставку рефинансирования до 1,5%, что является, по его словам, прежде всего антиинфляционной мерой. ЕС надеется удержать годовую инфляцию на уровне 2%. Некоторых экономистов беспокоит тот факт, что повышение ставок усилит долговой кризис и замедлит восстановление экономики еврозоны. По мнению большинства экспертов, перспективы всеобщей рецессии в Европе велики как никогда.
Несмотря на все проблемы Европы и США, российская инфляция далека от зарубежных показателей. Согласно данным Росстата, за первые семь месяцев 2011 г. инфляция в стране достигла 5%. В Европе за аналогичный период потребительские цены выросли всего на 1,3%, а в Швеции, к примеру, упали на 0,2%, в Норвегии — на 0,4%. Страны СНГ близки России по темпам роста инфляции. На Украине цены за январь-июль выросли на 4,6%, в Казахстане — на 5,6%. Подвела только Белоруссия, где инфляция подскочила до 41%.
Прогнозы на будущее
Российские лидеры всегда уделяли особое внимание борьбе с инфляцией. Рост цен всегда волнует население, хотя он и не является основным показателем экономической стабильности. На минувшей неделе премьер-министр Владимир Путин на встрече с представителями «Единой России» упомянул, что инфляция по итогам года может составить 8%, но сразу после этого Минэкономразвития подтвердило предыдущий прогноз на уровне 6,5—7%.
Прогноз по инфляции для России на текущий год от Bank of America — Merrill Lynch составляет 8—9%, прогноз Организации экономического сотрудничества и развития — 9,4%. Минфин надеется, что рост цен не выйдет за пределы коридора 6,5—7,5%. Эксперты сходятся во мнении, что достигнуть такого уровня России будет очень сложно, но руководство страны пока уверено в своем прогнозе. «Я считаю, что будет чуть-чуть меньше 7%», — отметил заместитель председателя Центробанка Алексей Улюкаев на банковском форуме в Черногории. Он напомнил, что, по прогнозу ЦБ, за первые три квартала инфляция не должна выйти за рамки 5,5%.
Аналитик «Инвесткафе» Антон Сафонов считает, что инфляция по итогам первых трех кварталов не сильно превысит отметку 5%, а годовая не выйдет за пределы 7%. В свою очередь ведущий аналитик УК «АГАНА» Александр Алексеев склоняется к прогнозу, озвученному председателем правительства. «На мой взгляд, барьер в 7% будет пройден по нескольким причинам. Во-первых, в связи с сезонным фактором цены на плодоовощную продукцию будут постепенно повышаться. При этом стоит отметить, что уже в августе ускорился рост на непродовольственные товары, и не исключено, что данная тенденция будет продолжена и сентябре. Во-вторых, не стоит забывать про сохраняющийся высокий уровень цен на бензин», — комментирует эксперт.
Снижение инфляции в России до 3—4% в ближайшие годы маловероятно, отмечает А. Сафонов, добавляя, что политику по ее сдерживанию вести нужно, но с учетом всех текущих факторов. «Рост цен будет поддержан сильным ростом тарифов в начале года, хотя сейчас их рост и сильно ограничат, — полагает он. — В целом правительство достаточно успешно снижает рост общего уровня цен, чего, конечно, не скажешь о росте цен на отдельные товары».
Алина ЕВСТИГНЕЕВА