Долговые кризисы в Европе и США, а также замедление мировой экономики повышают популярность России в глазах инвесторов, уверены в Ersnt&Young. Российские потребители в отличие от европейцев и американцев еще готовы покупать. Инвесторов, однако, пугают административные барьеры, непрозрачные правила ведения бизнеса и зависимость от нефтяных цен. Все это мешает России в полной мере воспользоваться благоприятными макроэкономическими показателями.
За последние шесть лет, с 2005 по 2011 год, Россия практически удвоила показатели своей инвестиционной привлекательности, говорится в докладе Ernst&Young. Связано это с тем, что инвесторы после кризиса 2008 года обратили внимание на развивающиеся страны: в прошлом году по прямым иностранным инвестициям развивающиеся рынки догнали развитые.
Россия в 2010 году заняла четвертое место в рейтинге европейских стран по объему привлеченных средств — на нее пришлось 5% всех прямых инвестиций в Европе, или $37 млрд. Уступила только Великобритании, Франции и Германии. Около 54% вложений получила обрабатывающая промышленность, главным образом, автомобилестроение и пищевая отрасль.
Потребление в ЕС и США практически не растет после кризиса — так считает 75% из 205 глав международных компаний, опрошенных E&Y. В России, напротив, готовы тратить, а обширный внутренний рынок — одно из главных преимуществ страны. Также иностранцев привлекает невысокая стоимость рабочей силы при достаточно высоком профессионализме. В среднем россиянин получает $7,1 тыс. в год, а жители Центральной и Восточной Европы в два раза больше — $14,5 тыс. При этом иностранцев в России пугает отсутствие прозрачности, политическая нестабильность и трудности во взаимодействии с госорганами.
Аналитики E&Y оказались более оптимистичны, чем другие исследователи. В 2010 году Россия в рейтинге Всемирного банка Doing Business заняла 123-ю позицию из 183 стран, за год опустившись на семь позиций. Сам рейтинг группируется на основе девяти критериев, за год Россия стала менее привлекательной по шести из них: у нас стало сложнее открыть и закрыть бизнес, зарегистрировать собственность, получить кредит, ухудшились система администрирования налогов и защита прав инвесторов. Например, в странах Восточной Европы и Центральной Азии открыть компанию, оформив все необходимые документы и банковские реквизиты, можно в среднем за 16,3 дня, в России — минимум за 30. В рейтинге конкурентоспособности, рассчитываемым Всемирным экономическим форумом (ВЭФ), Россия заняла 63-е место из 139 стран. Основной проблемой стала коррупция.
Прямые инвестиции направляются в российскую экономику ради получения доступа к природным ресурсам, указывают авторы доклада ВЭФ. При этом привлечь инвестиции в производство гораздо труднее — за каждого потенциального инвестора идет борьба, отмечают эксперты. Россия по объемам прямых иностранных инвестиций в разы отстает от Китая, Кореи и Бразилии.
Ersnt&Young и, к примеру, рейтинг Doing Business измеряют принципиально разные вещи — инвестиционную привлекательность и инвестиционный климат, пояснил Александр Галушка, президент «Деловой России». Привлекательность у России достаточно высокая, а инвестиционный климат не очень. Растущий внутренний спрос компенсирует для инвесторов плохие условия работы на российском рынке. В России не было серьезных мер по улучшению инвестиционного климата, но ситуация в мире резко ухудшилась. Россия с низким долгом, большими резервами и обширным внутренним рынком кажется инвесторам более привлекательной.
Ольга ШАМИНА