«Позиция правительства последовательная и четкая: общая налоговая нагрузка по отношению к ВВП не должна увеличиваться», — заявил Путин на Сочинском форуме. Он призвал искать резервы за счет «более рационального использования бюджетных средств и наведения порядка в налоговом администрировании».
Фактически Путин ответил Кудрину, предупредившему о неизбежности повышения налогов, если правительство не откажется от части обещаний. Обещанное перевооружение армии за 20 трлн руб. до 2020 г. «сейчас источниками не обеспечено вообще», говорил Кудрин, другой пример — повышение пенсий за счет увеличения страховых взносов, а затем — решение снизить их с 2012 г. с 34 до 30% (цитаты по Reuters). Предвыборные обязательства можно оплатить только повышением налогов, отказом от одного из преимуществ России, ставит Кудрин следующее правительство перед выбором: без учета рентно-сырьевых сборов налоговое бремя в России — 28% ВВП против 37% в среднем по Европе, с учетом экспортных пошлин и НДПИ — 34—37%.
До сих пор государство снижало налоговую нагрузку: по оценке Минфина, с 36,5% ВВП в 2005 г. до 31,7% в 2010 г. (включая все бюджеты и внебюджетные фонды). После кризиса пришлось повышать налоги: НДПИ на газ и нефть, пошлины и акцизы на некоторые товары. В 2012—2013 гг. почти 300 млрд руб. федеральный бюджет получит
Это не спор, а «рабочие расхождения в нюансах», успокаивает пресс-секретарь премьера Дмитрий Песков, стратегический же подход один: в этом году бюджет бездефицитный, имеет тенденцию к профициту, и есть возможность не повышать налоги. Что будет дальше — вопрос, продолжает он: «Сейчас не существует даже краткосрочного достоверного анализа».
Пока же бюджету обещан дефицит еще на три года (1,5, 1,6 и 0,7% ВВП). Проблема — в структуре бюджета и завышенных ожиданиях, убеждены в Минфине. Расходы за 2011—2014 гг. снижаются с 20,7 до 20,1% ВВП, но не все: растут — на оборону и безопасность (c 5,2 до 6,7% ВВП), падают — на образование, здравоохранение, экономику (см. график). Снизить социальные расходы с 2014 г. удастся лишь благодаря тому, что взносы на зарплаты снова повышаются с 30 до 34%, напоминает чиновник Минфина. Чтобы избежать увеличения налогов, он призывает выправлять структуру бюджета: снижать расходы силовиков и увеличивать другие.
Налоговики могут воспринять призыв к улучшению администрирования как санкцию на сбор налогов любой ценой, опасается Владимир Назаров из Института Гайдара, возможности чистого улучшения администрирования не так велики. Эксперты, обновляющие стратегию развития России до 2020 г., тоже согласны с Минфином: без реформ налоговую нагрузку придется повышать на 0,5 п. п. в год.
Не верит Путину и бизнес. Без новых источников доходов бюджет свести не получится, скептичен вице-президент РСПП Игорь Юргенс. Заявления премьера предвыборные, он старается успокоить бизнес, а слова Кудрина — «констатация очевидного факта», уверен Антон Данилов-Данильян из «Деловой России». Власти могут отказаться от плоской шкалы НДФЛ, считают они. По мнению Юргенса, нагрузка может вырасти также за счет налогов на дорогое имущество и недвижимость.
При запланированных расходах и цене нефти в $61 дефицит бюджета в 2012—2014 гг. может вернуться к кризисному уровню в 4,5—5,5% ВВП, предупреждает чиновник Минфина: «Мы в зоне риска».
Дмитрий КАЗЬМИН, Евгения ПИСЬМЕННАЯ