Негативная конъюнктура рынка не единственное препятствие для разгосударствления Сбербанка. Если приватизации 7,6% акций госбанка пока мешает только отсутствие окна на рынке, то дальнейшее снижение доли Центробанка в крупнейшем банке страны сопряжено с риском существенных выплат его кредиторам. Условие о сохранении госконтроля заложено в меморандумах к еврооблигациям Сбербанка.
Банк России продолжает рассчитывать на приватизацию 7,6% акций Сбербанка в этом году, сообщил в пятницу на форуме «Сочи-2011» первый зампред ЦБ Алексей Улюкаев. «Ситуация очень подвижная на рынках… Вполне возможно, что окно откроется в этом году»,— передало его слова агентство «Интерфакс». «Пока мы не отказываемся от этой идеи. Очень надеемся, что такое окно может открыться в этом году»,— подтвердил и глава Сбербанка Герман Греф. Ранее господин Греф сообщил о переносе на неопределенный срок размещения 7,6% акций банка в рамках приватизации, которое должно было состояться в середине сентября. Причиной переноса стала неблагоприятная конъюнктура на рынках.
Пока в планах государства продать на рынке 7,6% акций Сбербанка, сохранив за ЦБ контроль в крупнейшем банке страны. Однако в перспективе не исключено снижение доли государства в Сбербанке ниже контрольной. Герман Греф неоднократно заявлял, что оптимальной долей государства в банках должен быть блокпакет. «Перспективы снижения доли ЦБ в Сбербанке до 25% плюс 1 акции нормальные, но это не в ближайшие
Впрочем, процесс дальнейшего разгосударствления даже в перспективе ближайших десяти лет будет определяться не только конъюнктурой — реализация идеи сопряжена для Сбербанка с риском дополнительных расходов. «Дело в том, что во многих меморандумах к выпускам еврооблигаций Сбербанка есть ковенанта о смене контроля,— указывает аналитик «ВТБ-Капитала» Роман Лучковский.— Таким образом, снижение доли ЦБ в Сбербанке ниже 50% плюс 1 акции — основание для инвесторов предъявить бумаги к погашению». В настоящее время в обращении находится семь выпусков еврооблигаций Сбербанка (шесть долларовых и один в швейцарских франках) на общую сумму $5,8 млрд. Срок погашения бумаг самого длинного выпуска — 2021 год.
Оценить, насколько серьезным препятствием для дальнейшей приватизации Сбербанка может стать наличие ковенант о смене контроля, эксперты затруднились. «При сегодняшнем уровне котировок бумаг Сбербанка у большинства их держателей нет выгоды предъявлять их к погашению,— рассуждает господин Лучковский.— Только выпуск 2021 года торгуется ниже номинала, все остальные выпуски — намного выше». Однако принятие решения об отказе государства от контроля в Сбербанке может изменить ситуацию в худшую сторону, считает он. «Если бы ковенанта сработала сейчас, у Сбербанка нашлись бы средства для выкупа облигаций, в будущем такое решение будет приниматься, вероятно, с учетом уровня ставок на рынке,— указывает руководитель дирекции анализа долговых инструментов «Уралсиб Кэпитал» Дмитрий Дудкин.— Скорее всего, к моменту реализации идеи дальнейшей приватизации Сбербанка ставки будут заметно выше, чем сейчас, что увеличивает риск предъявления бумаг к погашению». И хотя сейчас риск теоретический, в глобальном смысле его наличие — лишнее подтверждение тому, что процесс превращения госигроков в рыночных простым не будет.
«Мы думаем, что говорить о конкретных препятствиях или их отсутствии сейчас преждевременно,— сообщил Ъ зампред Сбербанка Антон Карамзин.— А дискуссии относительно снижения пакета ЦБ в Сбербанке ниже контрольного в настоящее время имеют значение больше принципиальное, нежели прикладное». По его словам, для прикладных дискуссий время может наступить не ранее чем через несколько лет.
Наличие или отсутствие ковенант о госконтроле у двух других госбанков — ВТБ и Россельхозбанка, также подлежащих частичной приватизации,— пока не столь принципиально. В ВТБ государство будет продавать на рынке 25,5%, не переходя границу 50% плюс одна акция. В Россельхозбанке, на 100% принадлежащем государству, планируется приватизировать 25%.
Юлия ЛОКШИНА, Светлана ДЕМЕНТЬЕВА, Дмитрий ЛАДЫГИН