В распоряжении «Ъ» оказался проект Основных направлений денежно-кредитной политики (ОНДП) ЦБ на 2012—2014 годы, одобренный 14 сентября 2011 года советом директоров банка и переданный на рассмотрение правительству. Главная среднесрочная цель ОНДП — снижение инфляции до 4—5% и «завершение перехода» к таргетированию инфляции. Продолжая отталкиваться от состояния федерального бюджета как основного инструмента денежной политики, авторы документа полагают, что в случае снижения цены нефти до $75 за баррель в 2012 году дефицит бюджета будет покрыт без участия ЦБ, в частности увеличением налогов.
Проект ОНДП будет представлен президиуму правительства 21 сентября главой ЦБ Сергеем Игнатьевым. Как и в двух предыдущих вариантах документа, ЦБ предполагает «завершить переход к таргетированию инфляции» до 2014 года, но со стандартной оговоркой, что сохранит свое присутствие на валютном рынке «исключительно» с целью сглаживания «избыточных» краткосрочных колебаний курса, не оказывая влияния на курсовые тенденции, «формируемые фундаментальными факторами». Основной же среднесрочной целью ЦБ становится удержание инфляции в рамках 4—5%.
Анализируя ситуацию в первой половине 2011 года, авторы документа констатируют замедление годовой инфляции до 8,2% в августе 2011 года, что в «значительной мере обусловлено снижением цен на плодоовощную продукцию». Это же поспособствовало замедлению в августе и базовой инфляции (до 8,1%), которая росла вплоть до июня и лишь в июле не изменилась. ЦБ указывает и на набор фундаментальных факторов, способствовавших замедлению темпов роста цен. Среди них сохраняющийся профицит платежного баланса (как следствие, «укрепление рубля») и действующее с более чем годовым лагом прошлогоднее ужесточение денежно-кредитной политики. Но главное, «бюджетный канал в истекший период перестал быть источником роста денежного предложения». Чистые требования банков к органам госуправления
Исходя из базового сценария макропрогноза ЦБ на 2012—2014 годы (он соответствует базовому сценарию прогноза Минэкономики, заложенного в расчеты трехлетнего бюджета; см. «Ъ» от 29 августа) фундаментальные факторы, определяющие динамику курса и инфляции, будут уникальными: в 2013 году Россия впервые столкнется с дефицитом текущего счета. Насколько курсовая политика ЦБ в такой ситуации действительно будет соответствовать заявленным инфляционным целям, неизвестно. Принципиальное отличие прогнозов Минэкономики и ЦБ в том, что первый закладывает ослабление курса рубля, а второй настаивает на том, что изменения курса в точности прогнозировать невозможно, если ставить целью контроль инфляционных ожиданий. Показателен спор прошлой недели между замглавы Минэкономики Андреем Клепачем и первым зампредом ЦБ Алексеем Улюкаевым. Первый де-факто утверждал, что ЦБ продолжает удерживать курс, «завышенный как минимум на 10%», тогда как второй отвечал: «Делать такого рода заявления не дело замминистра экономики».
ЦБ, указывая на то, что его инфляционные цели фактически не меняются в зависимости от фундаментальных факторов, (основным из которых остаются цены на нефть), очевидно, лукавит. «Результативность денежно-кредитной политики во многом зависит от состояния госфинансов»,— признают в ЦБ, а состояние финансов — от цен на нефть. В ЦБ полагают: даже при падении цен на нефть до $75 за баррель и росте дефицита бюджета до 4% ВВП в 2012—2014 годах дополнительными источниками его финансирования станут приватизация и «повышение налогов» (см. стр. 1). Даже в случае, если наихудший сценарий нефтяных цен реализован не будет, ЦБ действительно отпустит рубль в свободное плавание, а финансирование дефицита будет осуществляться «в основном за счет немонетарных источников», как полагают авторы документа, достичь уровня инфляции 5% будет возможно лишь при проведении структурных реформ.
Пока же правительство планирует лишь отсрочить рост инфляции. По словам Андрея Клепача, недавнее решение заморозить на полгода рост тарифов госмонополий в преддверии выборов приведет лишь к тому, «что среднегодовая инфляция в 2012 году понизится, в 2013 году — увеличится». Но в прогнозах ЦБ разница между базовой и фактической инфляцией на 2012—2014 годы не должна превышать 0,5%.
Алексей ШАПОВАЛОВ