Стабильный рост экономики и массовое размещение акций наших Сбербанка и ВТБ убедили международных экспертов в надежности российской банковской системы. Из группы 9 мы переместились в группу 8. Наши банки теперь такие же надежные, как банки Египта, Аргентины, Индонезии и Румынии.
В течение последних 7 лет Россия находилась в
Повышение рейтинга банковской системы пока не означает, что кредиты для российских банков станут дешевле. Однако в своем докладе эксперты S&P заверили, что будут пересматривать рейтинги надежности каждого банка в отдельности. С одной стороны,
Сложности могут возникнуть при выпуске облигаций российскими банками. Многие западные инвесторы покупают облигации только с определенным рейтингом. Однако и тут не все так однозначно. Рейтинг облигаций банка может быть выше рейтинга самого банка, а высокие ставки по облигациям делают их «бестселлерами».
И все же S&P, переводя отечественные банки из одной группы в другую, проанализировало всю банковскую систему и сделало вывод, что риск возникновения дефолта — когда банкам будет нечем расплачиваться по обязательствам — снижен вдвое. «Standard & Poors пересмотрело свою оценку уровня валовых проблемных активов (ВПА) в финансовой системе России, ожидаемого в случае реализации более или менее реалистичного сценария экономической рецессии, с 50—75% до 35—50%», — говорится в релизе агентства. По мнению экспертов агентства, «банковский сектор становится надежнее под влиянием укрепления российских промышленных компаний, в том числе не относящихся к добывающей промышленности».
Однако российская банковская система по-прежнему уязвима. Дело в том, что у многих наших банков один заемщик и один источник привлечения средств, многие по-прежнему обслуживают сырьевой сектор экономики. Такая зависимость может обернуться большими проблемами в случае резкого падения цен на энергоносители. «До сих пор существует риск панических колебаний ликвидности, при этом частные банки не способны противостоять негативным изменениям внешних условий, а помощь государства им не гарантирована», — объясняет один из авторов доклада, кредитный аналитик Standard & Poors Екатерина Трофимова. Отдельной оговоркой в докладе упоминается все еще не раскрытое убийство первого заместителя председателя правления Центробанка Андрея Козлова.
Федор ЧАЙКА