В середине следующего года может наконец-то проясниться вопрос о природе российской инфляции. Правительственная комиссия по бюджетным проектировкам одобрила предложения, подготовленные Министерством экономического развития, согласно которым повышение тарифов естественных монополий составит всего 6% и будет отсрочено на полгода — до 1 июня. Ожидается, что это существенно повлияет на общую динамику цен. «Рост тарифов у нас всегда с 1 января, это порождает инфляционные ожидания и разгоняет нам инфляцию с начала года, — заявил Владимир Путин. — Рост тарифов с середины года будет происходить для потребителя гораздо мягче, чем с 1 января».
При этом, правда, глава правительства не упомянул, что при новом сценарии нынешнюю денежную политику придется пересматривать. Ведь официальная позиция российского Минфина заключается в том, что главной причиной инфляции является слишком большое количество денег в экономике, а тарифы монополий — малозначащий фактор. Поэтому сегодняшняя денежная политика, провозглашая главной целью борьбу с инфляцией, фактически заключается во всевозможных ограничениях притока денег в национальную экономику. Альтернативная же точка зрения сводится к тому, что, если вместо зажимания денежной массы ограничить аппетиты госмонополий в плане повышения тарифов, результатом будет не рост цен, а подъем производства.
«Экономисты, когда речь заходит о влиянии тарифов естественных монополий на инфляцию, делятся на два лагеря, — отмечает директор аналитического департамента ИК «Вектор секьюритиз» Александра Лозовая. — Одни полагают, что повышение тарифов оказывает прямое влияние на рост инфляции, вторые, напротив, основной причиной инфляции считают монетарный фактор, количество денег в экономике. Я придерживаюсь второго мнения: если денег в экономике больше не становится, то рост расходов на услуги монополий компенсируется компаниями и домохозяйствами сокращением расходов на другие товары и услуги, и цены не растут. Однако при таком подходе возникает другая проблема: сокращение расходов на другие виды товаров и услуг ведет к стагнации данных секторов экономики».
В том, что ежегодные повышения тарифов на услуги естественных монополий прямо стимулируют рост инфляции, уверены очень многие экономисты. «Среди немонетарных факторов инфляции существенное влияние принадлежит именно росту тарифов естественных монополий. Причем это влияние идет по двум основным каналам: непосредственно — за счет роста тарифов на услуги ЖКХ для населения и опосредованно — за счет перенесения возросших издержек промышленных производителей в стоимость выпускаемой продукции, — уверен Станислав Дужинский, аналитик Хоум Кредит энд Финанс Банка. — По оценке того же Минэкономразвития, доля вклада тарифов естественных монополий в совокупной инфляции составляет около 30 процентов, то есть при инфляции в 2012 году в 6 процентов вклад естественных монополий составит порядка 1,9 процентного пункта». Главный экономист Альфа-банка Наталия Орлова считает, что в реальности эти цифры гораздо выше: «Повышение тарифов может объяснять от 50 до 70 процентов инфляции, то есть это, конечно, основной фактор роста цен».
На наш взгляд, самый убедительный ответ на вопрос о влиянии тарифов на темпы инфляции еще четыре года назад был дан в статье министра финансов РФ кандидата экономических наук Алексея Кудрина «Инфляция: российские и мировые тенденции», опубликованной в октябрьском номере журнала «Вопросы экономики» за 2007 год. Автор показывает, что главным фактором, обусловливающим подъем цен в России, является рост тарифов на услуги естественных монополий: «Коэффициент эластичности инфляции по тарифам равняется 0,37». Другими словами, каждые 10% повышения тарифов дают 3,7% дополнительной инфляции. Вторым по значимости фактором оказывается рост зарплат: «Коэффициент эластичности инфляции по заработной плате в среднесрочной перспективе составляет 0,12, в долгосрочной — 0,28». И только третье по значимости место занимают монетарные факторы с весьма скромным коэффициентом эластичности: после 2003 года краткосрочное влияние денежной массы на инфляцию оценивается в пределах 0,06, а долгосрочное, с учетом всех возможных лагов, — 0,15.
Если эти оценки действительно правильны, то объявленная тарифная реформа позволит затормозить инфляцию, и ее значение окажется ниже прогнозируемого Центробанком. А это, в свою очередь, будет означать, что вести политику зажимания денежной массы Минфину совсем не обязательно.
Впрочем, аналитики советуют не рассчитывать на значительное улучшение ситуации. «Индексация тарифов оказывает одномоментный эффект на инфляцию, — объясняет Александр Морозов, главный экономист банка HSBC по России и странам СНГ. — То есть если тарифы ЖКХ не будут индексироваться вообще, мы получим одномоментное снижение годовой инфляции на один процентный пункт в январе. Если мы смотрим на более отдаленную перспективу, по итогам года, то недоинфляция в этом секторе может привести к ускоренному росту цен на продовольственные товары и чистый эффект будет меньше одного процента, я бы оценивал его в 0,5—0,7 процентного пункта». Другие экономисты настроены более оптимистично. «В первом полугодии 2012 года мы ожидаем снижения инфляции вплоть до 5 процентов в годовом выражении, — говорит Дмитрий Полевой, экономист по России и Казахстану банка ING. — Причин для этого две: во-первых, высокая база текущего года, которая при нынешнем хорошем урожае и так замедлила бы инфляцию. Во-вторых, сдерживание тарифов в следующем году, которое еще сильнее давит на годовой показатель инфляции. Правда, во втором полугодии эффект базы уйдет, а тарифы все-таки будут повышены, что окажет противоположный эффект. Соответственно, возможен возврат инфляции на уровне 7—7,5 процента».
Впрочем, есть серьезные опасения, что, если снижение тарифов и окажет положительное влияние на инфляцию, оно все равно будет нивелировано дальнейшими действиями правительства. «Учитывая необходимость модернизации инфраструктуры РЖД, энергетических компаний и новые проекты «Газпрома», — рассказывает о решении придержать тарифы Евгений Студеникин, вице-президент департамента торговых операций ФГ БКС, — стоит ожидать, что это разовое действие, и в следующие годы придется повышать тарифы сильнее, чем это первоначально планировалось». Действительно, в РЖД рассчитывали на индексацию грузового тарифа в 2012 году на уровне 7,4%, и недовольное решением правительства руководство компании уже пообещало свернуть свою инвестиционную программу. С угрозой сократить инвестпрограмму в случае снижения тарифов выступила и Федеральная сетевая компания. «Решение об ограничении роста тарифов — это всегда способ простимулировать повышение эффективности естественных монополий, — подчеркивает Наталия Орлова. — Сейчас, когда темпы роста замедляются, правительство не может больше мириться с высокими издержками в госкомпаниях и старается по возможности эти издержки сократить. Тем не менее про долгосрочное позитивное влияние на инфляцию можно говорить, только если монополисты действительно перейдут к политике сокращения издержек. В противном случае рано или поздно они опять будут настаивать на росте тарифов».
Дмитрий ЯКОВЕНКО