Минфин опубликовал вчера на своем сайте проект федерального бюджета на 2012 г. и плановый период 2013 и 2014 гг. Документ внесен в правительство и должен поступить в Госдуму до 1 октября, говорит представитель Минфина.
После обещанного в этом году сбалансированного бюджета (или даже профицитного) в следующие три года Минфин ждет дефицита: 1,5% ВВП, затем 1,6%, а в 2014 г. дефицит сокращается более чем вдвое — до 0,7% ВВП (на 526,5 млрд руб.). Именно в 2014 г. серьезно уменьшаются расходы на социальную политику — на 0,6% ВВП (434,9 млрд руб.).
Но сокращение дефицита может оказаться техническим. С 2014 г. страховые взносы с зарплат снова учтены по ставке 34% — «т. е. не в реальном диапазоне», объясняет чиновник Минфина, поэтому и падают соцрасходы. Снижение общей ставки взносов с 34 до 30% с 2012 г. временное — на два года, за которые должна быть подготовлена новая пенсионная реформа, а до тех пор параметры бюджета на 2014 г. рассчитываются исходя из 34%.
Речь не идет об обязательном возвращении к 34%, подчеркнул вчера замминистра здравоохранения и соцразвития Юрий Воронин: решение будет приниматься на основе параметров пенсионной системы (цитата по «Интерфаксу»). Решение, какой должна быть оптимальная нагрузка на бизнес, может быть другим, заявил и председатель правления Пенсионного фонда Антон Дроздов (по «Интерфаксу»).
Сокращение соцрасходов и, соответственно, дефицита в 2014 г. в основном объясняется реформой страховых взносов, солидарны Антон Никитин из «Ренессанс капитала» и Владимир Назаров из Института Гайдара.
Социальные расходы часто не полностью распределены по годам, замечает Александра Суслина из Экономической экспертной группы, этим может объясняться такое существенное сокращение расходов на соцполитику в 2014 г.
Уровень страховых взносов — один из основных бюджетных вопросов, замечает главный экономист BNP Paribas Юлия Цепляева. Другой — заочный спор вице-премьера Алексея Кудрина, заявившего о неизбежности повышения налогов при сохранении уровня расходов, и премьера Владимира Путина, пообещавшего, что налоговая нагрузка расти не будет. Аппетиты правительства действительно высоки, говорит Цепляева.
Структура бюджета перекошена, отмечает чиновник Минфина. Расходы на оборону будут устойчиво расти, к 2014 г. на них будет приходиться почти пятая часть всех трат (см. статью на стр. 02). Зато бюджет будет все меньше тратить на здравоохранение, образование, экономику и ЖКХ. Помимо расходов силовиков будут расти лишь траты на обслуживание госдолга: согласно основным направлениям долговой политики Минфин намерен финансировать дефицит бюджета в основном при помощи займов, к 2014 г. госдолг вырастет более чем в три раза, до 17% ВВП.
При этом доходы бюджета по отношению к ВВП падают, в том числе нефтегазовые, замечает сотрудник Минфина. Дефицит прикрывает только дорогая нефть, реального сокращения дыры в бюджете нет, сетует чиновник.
В 2012 г. низкий дефицит бюджета возможен, но в дальнейшем он вряд ли будет сокращаться, считает Цепляева. Ненефтегазовый дефицит и так на уровне 12% ВВП, напоминает она. При прогнозировании дефицита бюджета страны-экспортеры обычно исходят из наиболее консервативных прогнозов цен на нефть, говорит Евгений Гавриленков из «Тройки диалог». В странах ОПЕК это $70 за баррель, в Казахстане — $75, в Азербайджане — $80, говорит Цепляева: «Мы пока шагаем шире».
Нынешний бюджет целиком предвыборный, сходятся во мнении эксперты. Например, правительство перед выборами не станет закладывать в бюджет повышение налогов, отмечает Владимир Тихомиров из ФК «Открытие», нельзя не учитывать политические факторы.
Бюджет уже на следующий год может претерпеть существенные изменения, когда сменится правительство, считает Тихомиров. Будущие корректировки могут быть связаны не только с нефтегазовыми доходами и ставкой страховых взносов, но и с возможными реформами — пенсионной, тарифной — или с повышением налоговой нагрузки на население, рассуждает он. Подготовленный бюджет — это «сугубо арифметический расчет», резюмирует Гавриленков.
Маргарита ЛЮТОВА, Евгения ПИСЬМЕННАЯ