Вчера стало известно, что госсобственник ОАО «Новороссийское морское пароходство» («Новошип») запретил менеджменту компании продать подконтрольные ему 14,41% акций Газпромбанку. Последний планировал заработать на пакете стоимостью более $113 млн., поскольку пароходство недооценено, а руководство «Новошипа» — с появлением нового акционера сделать компанию более привлекательной для инвесторов. По мнению отраслевых экспертов, госсобственник посчитал, что эта сделка несвоевременна и может помешать объединению «Новошипа» с «Совкомфлотом».
Госсобственник «Новошипа» (Росимуществу принадлежит 67,13% его акций) заблокировал сделку по продаже Газпромбанку 14,41% акций пароходства, принадлежащих его дочерней компании Intrigue Shipping. Об этом вчера сообщил «Интерфакс» со ссылкой на источники, близкие к компании. Президент «Новошипа» Сергей Терехин подтвердил Ъ эту информацию. «Эта сделка обсуждалась на последнем совете директоров, который проголосовал против»,— сообщил топ-менеджер. Одновременно госсобственник запретил менеджменту «Новошипа» голосовать пакетом в 14,41% акций, что не позволит провести более одного независимого директора.
В Газпромбанке Ъ подтвердили, что вопрос о приобретении акций «Новошипа» стоял также в повестке заседания правления банка, но окончательное решение не принято «в связи с необходимостью проведения дополнительных консультаций». «Мы полагаем, что у Новошипа хорошие перспективы развития бизнеса. Банк подписал с компанией соглашение о сотрудничестве, и этим объясняется интерес к приобретению пакета акций»,— пояснил Ъ начальник департамента общественных связей Газпромбанка Андрей Серов. В Росимуществе и Минтрансе от комментариев отказались.
По мнению Сергея Терехина, эта сделка была бы выгодна всем участникам. «Акции компании недооценены, что позволяло покупателю сыграть с плюсом,— полагает он.— Кроме того, поменялась бы расстановка сил в совете директоров, и инвесторы стали бы выше оценивать компанию, отчего, несомненно, выиграли бы все акционеры, в том числе и государство». Назвать планировавшуюся сумму сделки господин Терехин отказался, однако отметил, что предложенная покупателю цена была выше котировок акций на РТС, то есть более $113 млн.
Отраслевые эксперты полагают, что решение государства заблокировать сделку с Газпромбанком сделано с единственной целью — минимизировать проблемы по внесению госпакета «Новошипа» в уставный капитал ОАО «Совкомфлот» в этом году. По мнению аналитика «АК Барс Финанс» Олега Судакова, менеджмент «Новошипа» нашел в лице Газпромбанка союзника, вместе с которым мог бы противостоять монопольному влиянию государства в управлении пароходством. «Негосударственные акционеры владеют пакетом около 23% акций и, докупив на рынке недостающие полтора-два процента, могли бы довести свой пакет до блокирующего и, например, заблокировать объединение с Совкомфлотом»,— полагает господин Судаков. Глава аналитического агентства Infranews Алексей Безбородов согласен, что государство не позволило менеджменту «Новошипа» продать свои акции до слияния с «Совкомфлотом» и не захотело иметь дополнительного игрока в процессе слияния. «Кроме того, присутствие структур Газпрома в составе акционеров пароходства может вызвать множество дополнительных вопросов у иностранных инвесторов, которые совершенно не нужны в преддверии IPO объединенной компании»,— полагает он.
Алексей ЕКИМОВСКИЙ