Несмотря на высокую конкуренцию, банковский сектор привлекает все больше людей из других сфер бизнеса. Так, банковской деятельностью с нуля решил заняться владелец крупной аптечной сети «Фармакор» — экс-депутат Александр Афанасьев. Однако момент для запуска банковского проекта выбран не лучший, считают эксперты.
Банк содействия малому бизнесу (СМБ-банк), зарегистрированный ЦБ в начале сентября в Санкт-Петербурге, принадлежит владельцу крупной аптечной сети «Фармакор» — экс-депутату Госдумы Александру Афанасьеву, рассказали «Ъ» несколько источников на фармацевтическом рынке. Эта информация подтверждается данными из ЕГРЮЛ. Выяснить у господина Афанасьева, являющегося также владельцем ресторанной сети «Тритон», чем именно его заинтересовал банковский сегмент, не удалось: его телефон вчера не отвечал, а представитель бизнесмена отказался от комментариев.
Александр Афанасьев является основателем и владельцем фармацевтической группы «Фармакор». Входящая в группу одноименная аптечная сеть (около 400 аптек) по итогам первого полугодия 2011 года занимала четвертое место в рейтинге крупнейших аптечных сетей ЦМИ «Фармэксперт». В группу также входит производитель лекарственных средств «Фармакор Продакшн». В 1999—2007 годах господин Афанасьев являлся депутатом Госдумы. С 2004 года предприниматель развивает ресторанный бизнес — группу «Тритон» (рестораны «Тритон», «Гюльчатай», «Дастархан», «Тбилисо», «Монтана», Royal Beach и «Русская чарка»).
Чем будет заниматься Банк содействия малому бизнесу, пока можно судить только по его названию. Официального сайта у него пока нет. На первых порах крупным игроком банк не будет: заявленный размер его уставного капитала — 200 млн руб.
Александр Афанасьев стал уже вторым за последние несколько месяцев предпринимателем вне банковской сферы, запустившим с нуля банковский проект в дополнение к своему существующему бизнесу. В начале сентября банковскую лицензию получил Джаст-банк, подконтрольный владельцу автодистрибутора «Квингруп» Ленуру Ислямову (см. «Ъ» от 11 августа). Как пояснил тогда «Ъ» господин Ислямов, банк он создает прежде всего для обслуживания нужд его автодистрибуторского бизнеса. «Вероятно, СМБ-банк собственник также создает для обслуживания своих других бизнесов и, например, кредитования поставщиков»,— рассуждает гендиректор Национального рейтингового агентства Виктор Четвериков.
Впрочем, ряд собеседников «Ъ», в том числе источник, близкий к группе «Фармакор», указывают, что проект господина Афанасьева будет самостоятельным. «Фармацевтический бизнес в принципе не генерит большие потоки свободных средств, для обслуживания которых удобно наличие банка. Торговое финансирование в фармацевтическом бизнесе в основном востребовано дистрибуторами, тогда как группа «Фармакор» представлена прежде всего ритейлом, дистрибуторы же на рынке сотрудничают с другими банками, обслуживающими их операционные потоки»,— указывает гендиректор петербургской аптечной сети «Фармация» Евгений Богданов. Создание банка больше похоже на самостоятельный проект господина Афанасьева в рамках диверсификации бизнеса, считает он.
Впрочем, вырастить нового игрока в банковском секторе будет непросто, считают эксперты. «Запуск полноценного банковского бизнеса с нуля — крайне затратное мероприятие, и его экономическая целесообразность в нынешних условиях усиления конкуренции в банковском секторе и ужесточения требований к банкам неочевидна»,— считает и Виктор Четвериков.
Дарья ЮРИЩЕВА, Ксения ШАМАКИНА