На днях рейтинговое агентство S&P снизило кредитный рейтинг Италии. Как утверждает корреспондент журнала Fortune Сайрус САНАТИ, это показало неэффективность драконовских мер по снижению расходов в стране с ослабленной экономикой.
Снижение затрат на государственные услуги наряду с повышением налогов уменьшает темпы экономического роста, а это значит, что страны еврозоны, отягощенные долгами, как Италия, рискуют прийти к долговому кризису. Подобное положение дел заставляет страны-должники все глубже погружаться в трясину долгов, создавая зависимость от помощи со стороны, и в итоге объявлять дефолт. А рыночная волатильность, вызванная снижением рейтингов, вызовет новые колебания в ближайшие несколько недель, что заставит многих инвесторов затаиться.
S&P понизило долго- и краткосрочный суверенные долговые рейтинги Италии на один пункт до отметки «A/A-1». При этом еще в летние месяцы, когда развернулся европейский долговой кризис, агентство выставило Италии «негативный» прогноз.
Объем итальянского долгового рынка составляет 1,9 трлн евро, и это один из крупнейших подобных рынков в мире (а до недавних времен он был еще и одним из самых ликвидных). Рейтинговое агентство обосновало снижение рейтинга Италии тем, что план по сокращению госрасходов, который был принят руководством страны на прошлой неделе, грозит навредить экономике страны. По мнению агентства, план приведет к «снижению внешнего спроса» на итальянскую продукцию, что, в свою очередь, чревато замедлением экономического роста, вследствие чего Италии не удастся достичь поставленных фискальных целей и выполнить бюджет-2013.
Однако Италия приняла план снижения госрасходов не по собственной воле — на его принятии очень настаивал Европейский центробанк (ЕЦБ). Еще в начале лета «вирус евро» заставил инвесторов держаться подальше от итальянских распродаж бондов, что вызвало рост доходности по гособлигациям страны. В свою очередь это увеличило стоимость фондирования в Италии и даже создало риск несостоявшихся аукционов по фьючерсам. Италия должна справиться с огромной долговой массой, чтобы оставаться платежеспособной, и несостоявшиеся аукционы были бы для нее катастрофичны.
Чтобы снизить возможность подобных рисков, ЕЦБ начал скупать итальянские бонды на вторичном рынке, восполняя отток частных инвесторов. Однако еврорегулятор проделал все эти шаги на том условии, что Италия предпримет определенные фискальные меры для того чтобы привести свои финансы в порядок. Те же самые требования ЕЦБ предъявлял в прошлом году и Греции, когда долговой рынок страны стагнировал, а регулятор и Международный валютный фонд (МВФ) вынуждены были заняться спасением Греции.
Ключ к решению проблем — экономический рост
На первый взгляд может показаться, что политика сокращения госрасходов — хорошее решение для Италии, чей госдолг составляет 10% от ВВП страны. Однако расходы можно сокращать по-разному. В данном случае, вместо того чтобы предпринять структурные изменения в экономическом плане, итальянское правительcтво попросту предпочло повысить налоги и сократить количество рабочих мест.
Как свидетельствуют расчеты компании UBS, около двух третей запланированного в документе о снижении госрасходов притока средств в 55 млрд евро придут именно от повышения налогов. На экономический рост это окажет более подавляющий эффект, нежели снижение госрасходов. Более того, сокращение последних лишит тысячи итальянцев их рабочих мест, а растущая безработица ведет к замедлению экономического роста.
Италия попросту не сможет выбраться из экономической «ямы» путем снижения расходов и повышения налогового бремени. Для этого ей придется начать расти, хотя на сегодня это и кажется чрезвычайно трудным как для нее, так и для других европейских стран. Наглядный тому пример — события в Греции на протяжении последних полутора лет. Там серьезное сокращение госрасходов и повышение налогов, предписанное Греции ЕЦБ и МВФ, в итоге повысило уровень безработицы и оказало разрушительное воздействие на экономику страны. ВВП Греции упал на 6% в 2010 году и на 7,3% по состоянию на II квартал 2011-го.
Однако для того чтобы получить новую финансовую помощь, вопрос о предоставлении которой обсуждается в настоящее время, Греции приходится еще больше сокращать бюджетные расходы и количество рабочих мест с тем, чтобы выполнить налоговые предписания ЕЦБ и МВФ. В дальнейшем все это грозит еще сильнее снизить показатели экономического роста страны, спровоцировать недополучение прибылей и потенциально привести к тому, что Греции потребуются новые финансовые вливания. Столь стремительное падение Греции в долговую яму может привести к дефолту страны.
Конечно, в Италии все не так плохо, как в Греции, и для того чтобы, подобно своей соседке, погрязнуть в долгах, Италии понадобится больше времени. Чтобы избежать подобного финала, Италия должна внести структурные изменения в свою экономическую политику, начиная с трудового законодательства, согласно которому процессы найма и увольнения сотрудников на сегодня чересчур затруднены.
Кроме того, экономический рост Италии можно подстегнуть, снизив долю государства в крупнейших корпорациях страны, тем самым стимулируя внимание к ним иностранных инвесторов. Кроме того, Италии стоило бы диверсифицировать экономику в сторону сервисной сферы, а не промпроизводства. Подобный шаг, предпринятый Соединенными Штатами 30 лет назад, хоть и был болезненным, простимулировал увеличение расходов на развитие технологий и прочие экономические двигатели роста, присущие XXI столетию.
S&P четко просигнализировало Италии, что экономический рост страны — ключ к ее экономическому выживанию. И остальные страны — как в еврозоне, так и за ее пределами — также должны прислушаться к этому посланию, чтобы избежать снижения своих рейтингов в ближайшем будущем.
Перевела Наталья ЧЕРКАШИНА. Banki.ru