Россия должна фундаментально изменить бюджетную и денежно-кредитную политику в следующие несколько лет, иначе ей угрожают снижение инвестиций и нестабильный, сокращающийся рост намного ниже потенциального уровня, сказал в интервью Рейтер высокопоставленный представитель Международного валютного фонда.
Чтобы добиться годового роста экономики в 6 процентов, правительство должно сократить не нефтяной дефицит бюджета до 4,7 процента ВВП к 2015 году с текущих 11 процентов, сказал Одд Пер Брекк, главный представитель МВФ в России.
Кроме того, центробанк должен сделать таргетирование инфляции единственным фокусом своей политики, отказавшись от контроля над обменным курсом рубля, который колеблется вместе с ценами на нефть и препятствует развитию финансовых рынков.
«Это основная проблема в будущем: если вы не справитесь с нестабильностью, вы не получите инвестиций, необходимых для реализации потенциала роста, для стабильности и диверсификации, — сказал Брекк. — Если вы будете продолжать осуществление политик последнего десятилетия, рост, со временем, вероятно, сократится до 3,5—4 процентов, экономика станет менее диверсифицированной, более уязвимой к внешним потрясениям, менее защищенной для того, чтобы противостоять этим потрясениям».
Во вторник МВФ сократил прогноз роста ВВП России в 2011 году до 4,3 процента с 4,8 процента, а в 2012 году — до 4,1 процента с 4,5 процента.
Преодолевая уязвимость
Экономика России, где почти половину доходов правительства обеспечивают поступления от нефти и газа и энергетических товаров, росла в последние десять лет в среднем чуть больше чем на 5 процентов в год — «приличный уровень» по словам Брекка
«Но бросается в глаза волатильность», — сказал он.
«Российская экономика за последние 10 лет показала намного большую степень макроэкономической нестабильности, чем страны, с которыми ее можно сравнить, такие как страны БРИК, такие как страны Восточной и Центральной Европы, такие как другие экспортеры сырья — Новая Зеландия, Австралия».
Частично нестабильность роста и инфляции обусловлена зависимостью России от нефти и ее высокой сосредоточенностью на экспорте сырья.
«Таким образом, вы имеете уязвимую структуру, но помимо этого сыграла роль и экономическая политика, — сказал Брекк. — И бюджетная, и денежно-кредитная политика внесли свой вклад в нестабильность за последнее десятилетие. И как в бюджетной, так и в монетарной политике вам необходимы более устойчивые якоря».
Нужна более амбициозная бюджетная политика
МВФ рекомендует «более амбициозную, но также и более дружественную к росту» консолидацию бюджета, которая будет включать в себя кратковременное повышение акцизных сборов, реформирование налога на добавленную стоимость, сокращение субсидий и налоговых льгот.
«Крупная коррекция бюджета может привести к замедлению роста в очень близком будущем, но благодаря увеличению частных инвестиций вследствие сокращения государственных расходов и улучшению доверия спрос в частном секторе достаточно быстро справится с этим, так что в течение двух-трех лет вы фактически окажетесь на пути более быстрого роста», — сказал Брекк.
«Вам нужны фундаментальные реформы, вам нужны политически сложные решения».
Министр финансов РФ Алексей Кудрин недавно сказал Рейтер, что после президентских выборов, которые состоятся в марте, России придется повысить налоги, чтобы поддержать уровень расходов и профинансировать дефицит бюджета.
Но Брекк сказал, что деньги могут появиться в результате ужесточения налоговой системы страны.
«Существует вполне реальная возможность для увеличения доходов без повышения налогов в том смысле, что можно улучшить систему сбора налогов, можно сократить послабления», — считает он.
Кудрин и сам ранее говорил, что 4-процентный рост ВВП можно повысить с помощью ужесточения системы сбора налогов.
Это программа
Но одна бюджетная политика не гарантирует России пути к стабильному росту, сказал Брекк.
«Вы также должны снизить инфляцию посредством инфляционного таргетирования, вы должны поставить банковскую систему на прочный фундамент, вы также должны провести структурные реформы, — сказал Брекк. — Это программа».
Российский среднесрочный годовой инфляционный ориентир должен упасть до диапазона 3—5 процентов с ориентира, установленного центробанком в 2011 году — ниже 7 процентов.
«Вопрос именно в том, чтобы сосредоточиться на инфляции, проводить монетарную политику, сфокусированную непосредственно на инфляции, а не на других вещах», — сказал Брекк.
Центробанк должен также упростить шкалу ставок и иметь одну учетную ставку в узких границах в 200 базисных пунктов — то есть более чем в два раза меньше текущего диапазона.
Переход к таргетированию инфляции требует, чтобы Центробанк отказался от контроля над обменным курсом рубля и допустил его большую гибкость — это то, что центробанк осознает и к чему постепенно движется, добавил Брекк.
Однако это абсолютно не означает интервенцию.
«В рамках политики инфляционного таргетирования существует возможность для интервенции на валютный рынок, чтобы побороть временную волатильность, но проблема в том, что вы не можете определять в течение продолжительного времени и обменный курс, и инфляцию».
Переход к инфляционному таргетированию также даст центробанку больше независимости.
«Мы видели это во многих странах. И если вы допустите большую гибкость ставок, у рынков будет больше пространства для развития — для хеджирования, для вещей подобного рода».
Лидия КЕЛЛИ, Даглас БАСВАЙН, перевод Юлии ЗАСЛАВСКОЙ