Проектное финансирование — пока еще достаточно уникальная услуга в продуктовой линейке российских банков, на него приходится не более 10% от их кредитных портфелей.
Вернете потом
Если говорить в общем, то проектное финансирование, по словам директора департамента проектного финансирования банка «Ак Барс» Айрата Ахметшина, это долгосрочное финансирование заемщиков на строго определенные цели — на реализацию инвестиционных проектов, осуществляемую, как правило, вновь созданными для этой задачи предприятиями.
На практике, по рассказам банкиров, опрошенных «Ко», наибольшее количество заявок на проектное финансирование поступает от компаний из промышленной и строительной отрасли (недвижимость, пожалуй, самая «проектно финансируемая» сфера среди российских банков), а также из топливно-энергетического сектора и телекоммуникационного бизнеса.
При этом, как говорит директор департамента проектного финансирования Номос-банка Дмитрий Курков, сами банки зачастую — и в лучшем случае — декларируя проектное финансирование, предлагают сейчас инвестиционное кредитование, требуя от заемщика обеспечение и ориентируясь на его текущее финансовое состояние, в то время как проектное финансирование предполагает возврат инвестиций за счет результата реализации проекта, а обеспечение исполнения обязательств перед кредитором формируется в процессе создания активов проекта.
«Основное отличие проектного финансирования от прочих банковских продуктов — это комплексность подхода, так как нередко речь идет о создании нового бизнеса, — добавляет эксперт. — В связи с этим при структурировании сделки используется комбинация таких банковских продуктов, как кредитование, документарные операции, расчетно-кассовое обслуживание и прочее». Также зачастую в рамках реализации проекта банки организуют сделки M&A и привлекают стратегических/портфельных инвесторов.
Среди основных преимуществ проектного финансирования заместитель директора департамента международного финансирования Промсвязьбанка Александр Афанасьев отмечает следующие: выгодная конкурентная стоимость; длительный срок финансирования (от трех до в среднем десяти лет); grace period по погашению основного долга; минимизация коммерческих рисков (основные платежи поставщику/подрядчику осуществляются по факту поставки оборудования/выполнения работ) и оптимизация схем расчетов по контракту.
Вместе с тем, по мнению Айрата Ахметшина, проектное финансирование — специфический вид финансирования, используемый и доступный далеко не всем российским компаниям. В настоящее время ощущается потребность рынка в финансировании капиталоемких отраслей экономики, в которых при достижении целей проекта компании будут отнесены к сегменту от среднего до мегабизнеса.
«Основной покупатель услуги «Проектное финансирование» в российском банке — это отечественный бизнес уровня не ниже среднего (с годовым объемом продаж и оказания услуг не менее 3—5 млрд руб.), — дополняет Дмитрий Курков. — При работе с крупным бизнесом, обладающим возможностью заимствования на внешних рынках, российским кредитным организациям, как правило, достается роль финансового агента, в лучшем случае миноритарного кредитора».
Свою заинтересованность в проектном финансировании проявляют не только банки и их клиенты, но и государство. Так, Минэкономразвития РФ уверено, что предложенные им поправки в законодательство в части проектного финансирования помогут кредиторам предоставлять заемные средства на условиях повышенной защищенности их прав, а спонсоры получат доступ к менее дорогому заемному финансированию.
Айрат Ахметшин называет эти нововведения министерства уверенным шагом вперед, навстречу полноценному правовому регулированию проектного финансирования, к установлению повышенной защищенности прав кредиторов и, тем самым, к привлечению иностранных инвесторов на российский рынок.
Проект имеет значение
Чтобы принять решение об участии в финансировании того или иного проекта, банки, как уже говорилось, в первую очередь оценивают не текущую финансовую деятельность потенциального заемщика, а сам инвестиционный проект. Основной упор делается на анализ эффективности проекта, его востребованность рынком и контроль за ходом реализации. Естественно, банкиры анализируют также и риски, связанные с реализацией проекта, как на его инвестиционной стадии (этапе создания), так и на стадии эксплуатации (функционирования).
«Определяющим условием является соответствие параметров и характеристик проекта требованиям проектной политики кредитной организации, — поясняет Дмитрий Курков. — Как правило, основными требованиями являются соответствие сектора экономики, в котором планируется реализовать проект, стратегическим интересам банка, размер и форма собственного участия инициатора (спонсора) проекта, а также период его окупаемости».
Безусловно, кризисные явления в мировой экономике побудили банки, предлагающие услугу «Проектное финансирование», пересмотреть свои подходы в первую очередь в оценке проектных рисков и профессиональных качеств участников проекта.
«Согласно нашим условиям стоимость проекта должна составлять не менее 300 млн руб., обязательно использование не менее 30% собственных средств клиента и/или других инвесторов, срок кредитования, как правило, не должен превышать 7—10 лет, а также, в зависимости от принадлежности проекта к определенной отрасли, обязательно наличие у инициатора проекта прав на земельный участок или производственную площадку под объекты инвестиций», — приводит свой пример Айрат Ахметшин.
Непосредственно процентные ставки по кредиту и графики получения и погашения кредита устанавливаются индивидуально, исходя из согласованных основными участниками проекта индикативных условий финансирования, и могут изменяться на разных стадиях проекта в зависимости от хода реализации и прогнозируемых денежных потоков проектной компании.
С точки зрения международного проектного финансирования, основные условия предоставления услуги, по словам Александра Афанасьева, это в первую очередь наличие прямого внешнеторгового контракта с иностранным поставщиком/генподрядчиком (хотя Промсвязьбанк, к примеру, готов рассмотреть финансирование поставок импортного оборудования по контрактам, заключенным с официальными дилерами иностранных компаний). Во-вторых, оборудование должно быть зарубежного происхождения (компания-генподрядчик должна быть иностранной). Ну и, наконец, сумма сделки, как правило, должна составлять от $1 млн (но в отдельных случаях могут рассматриваться и сделки от $500 000). При этом требования по международному долгосрочному финансированию под гарантии экспортных кредитных агентств не изменились. Александр Афанасьев объясняет это тем, что финансирование осуществляется в рамках государственных программ, направленных на поддержку экспорта, и регулируется в соответствии с законодательством этих стран. В течение последнего времени, по его словам, изменилась только стоимость — в сторону понижения — в связи со снижением волатильности на международных финансовых рынках.
Александр Чернощекин, директор департамента корпоративных продаж Промсвязьбанка:
«Российская экономика в настоящий момент идет по пути «догоняющего» развития, и в ответ на вызов более развитых стран мы можем ответить только ускоренной модернизацией. Без строительства заводов, фабрик, замены оборудования, внедрения инноваций Россия не сможет совершить новый промышленный рывок, необходимый для устойчивого развития. Промсвязьбанк, благодаря накопленному опыту работы с международными институтами, принимает активное участие в решении этой глобальной задачи. С помощью долгосрочного финансирования наши клиенты приобретают оборудование, технологические линии, обновляют производственные фонды, проводят научно-исследовательские разработки. Мы активно работаем с нефтеперерабатывающими, энергетическими, телекоммуникационными, пищевыми компаниями. Предприятия из разных отраслей могут рассчитывать на нашу финансовую поддержку. Основное требование — устойчивое финансовое положение предприятия и жизнеспособный проект.
Для финансирования долгосрочных сделок мы привлекаем ресурсы иностранных банков, что позволяет нашим клиентам существенно снижать расходы на решение своих инвестиционных задач. Значительная часть подобных проектов финансируется под гарантии национальных экспортных кредитных агентств (ЭКА). Для Промсвязьбанка лимиты долгосрочного финансирования открыли агентства Австралии, многих стран Европы, Азии и Северной Америки. Основная задача ЭКА — стимулировать развитие экспорта из своей страны, поэтому они готовы принимать риски на более длительные сроки, чем коммерческие банки. Это позволяет нашим клиентам свести к минимуму коммерческие риски, а благодаря grace period отложить срок начала погашения основного долга на 6 месяцев и более».
Что мешает?
Не слишком широкое развитие проектного финансирования в России эксперты «Ко» связывают с высокими рисками и отсутствием действенной системы их страхования, недостаточной капитализацией банков, дефицитом долгосрочных пассивов, отсутствием работающих рычагов воздействия на инициаторов проекта ввиду несовершенства отечественного законодательства в данной сфере.
Андрей МОСКАЛЕНКО