В Агентстве по страхованию вкладов (АСВ) высказываются за введение дифференцированных взносов банков в фонд страхования в зависимости от степени рисков банков. Эксперты полагают, что таким экономическим методом из системы страхования вкладов можно будет вытеснить высокорискованные банки, попавшие туда при первом отборе. Банкиры называют предложение логичным, однако сомневаются, что его можно будет реализовать.
Вчера глава АСВ Александр Турбанов высказал идею о целесообразности введения дифференцированных взносов банков в фонд страхования в зависимости от степени рисков банков. «Тот, кто хочет проводить рискованную кредитную политику, должен платить больше», — сказал он. Однако быстро ввести подобную схему не удастся, поскольку сейчас определить степень рисков в банках точно невозможно, ведь, как отметил
Три года назад, после того как закон «О страховании вкладов физических лиц в банках РФ» вступил в силу, Банк России начал проверку банков на их соответствие участию в системе. Тогда же предполагалось, что в систему страхования вкладов пройдут лишь наиболее устойчивые и благонадежные банки. Однако в систему попали практически все желающие: сейчас из действующих 1331 российского банка в системе страхования вкладов числится 957 банков. При этом у четырнадцати банков, входивших в систему страхования вкладов, Банк России отозвал лицензии.
Сейчас идея о возможной дифференциации взносов в фонд страхования достаточно активно обсуждается в банковском сообществе и в основном крупными банками: Сбербанком, ВТБ 24, Газпромбанком, Ситибанком и другими. В АСВ РБК daily сообщили, что конкретных разработок того, как будут разделяться банки по степени риска и какие взносы они будут уплачивать в фонд страхования вкладов, пока нет. Сейчас ежеквартально банки производят отчисления в фонд страхования по единой для всех ставке 0,15% от суммы привлеченных вкладов, а с 1 июля 2007 года ставка будет снижена до 0,13%. Учитывая то, что большее число вкладов сосредоточено в крупных ритейловых банках, получается, что именно эти банки взяли на себя все расходы по расплате с вкладчиками менее надежных банков.
«Предложения изменить систему взносов говорит о том, что действующая система отбора банков в систему страхования неэффективна», — говорит аналитик ИК «Максвелл Капитал» Алексей Воробьев. Эксперты полагают, что предлагаемые АСВ меры — это вторая попытка расчистить систему страхования вкладов от менее надежных банков. «Возможно, это некий экономический способ избавить систему страхования вкладов от высокорискованных банков, — полагает аналитик ИГ «Атон» Рустам Боташев. — Ведь введение дифференцированных ставок по взносам в фонд страхования поставит их в менее выгодное положение, и, возможно, многие банки не смогут производить такие отчисления. Не все из таких банков будут готовы производить высокие отчисления: некоторым просто придется уйти из системы».
«Если инициативы АСВ будут введены, это позволит оплачивать риски банков при осуществлении ими своей кредитной политики. И позволит тем, кто проводит менее рискованную политику, компенсировать свои затраты за счет банков, проводящих более рискованную политику», — полагает зампред банковского комитета Госдумы Анатолий Аксаков.
Игроки рынка называют инициативу АСВ по введению дифференцированных ставок по взносам в фонд страхования вполне логичной, однако сомневаются в том, что ее можно будет реализовать. «Это разумное предложение. Если банк ведет достаточно взвешенную политику по управлению активами и ликвидностью, то естественно, что он должен отчислять меньшие взносы в фонд страхования», — говорит советник председателя правления Татфондбанка Екатерина Демыгина. «Данная инициатива не реализуема в настоящее время, — добавляет директор финансового департамента Бинбанка Алексей Китаев. — Если бы из официальной отчетности банка можно было бы делать корректные выводы о рискованности кредитной политики, был бы предмет для обсуждения. Даже уровень просроченной задолженности не говорит о степени рискованности портфеля».
Наталья СТАРОСТИНА